О включении в трудовой стаж периода прохождения службы в льготном исчислении



Судья: Маркин А.В. гр. дело № 33-8619/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Калинниковой О.А..

судей - Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.

при секретаре – Иванниковой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маханека А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 26 июня 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Маханека А.А. отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Маханек А.А. обратился в Центральный районный суд г. Тольятти с иском к Отделу МВД РФ по Ставропольскому району о зачете в трудовой стаж периода службы в Российской Армии в льготном исчислении.

В обоснование требований ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ, с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.

21.02.2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о зачете в стаж ОВД периода службы в Российской Армии из выслуги лет в льготном исчислении, однако получил отказ, который считает незаконным.

Просил суд зачесть в стаж работы истца прохождение службы в Вооруженных силах РФ из выслуги лет в льготном исчислении из расчета один день службы за два дня работы; обязать ответчика установить истцу стаж работы на государственной службе <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца суд произвел замену ненадлежащего ответчика ОМВД РФ по Ставропольскому району на надлежащего - ГУ МВД России по Самарской области, определением суда от 12.04.2012 г. дело направлено по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Маханек А.А. решение суда просит отменить, указывая, что суд не применил закон подлежащий применению, поскольку на военнослужащих по призыву распространяется Закон «О статусе военнослужащих», в соответствии со ст. 10 которого время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

В заседании судебной коллегии представители Маханека А.А. – Томарова А.С., Ковтунов Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержали по заявленным в ней основаниям.

Представитель ответчика – Нисифирова Н.П. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.

05.03.2012 г. О МВД РФ по Ставропольскому району отказал истцу зачесть в стаж ОВД прохождение службы в Российской Армии с ДД.ММ.ГГГГ. из выслуги лет в льготном исчислении из расчета один день службы за два дня работы на основании Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», мотивируя свой отказ тем, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.94 №941, согласно п.5 которого военная служба по призыву (срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии по МВД России в календарном исчислении.

Истцом не оспаривается, что включение спорного периода в выслугу лет требуется ему для назначения пенсии, таким образом, оценка правомерности заявленных истцом требований неразрывно связана с вопросом определения выслуги лет дающей право на пенсию.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со ст. 1 названного Закона, его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву (действительную срочную военную службу) в статье 1 Закона не указаны.

Согласно ст. 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, определяется Правительством РФ.

В развитие данного Закона принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ", пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено, что в оспариваемый период Маханек А.А. проходил срочную военную службу по призыву. При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Маханеком А.А. требований, в силу чего решение суда является правильным, а оснований для его отмены не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» основаны на неправильном толковании закона.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

Между тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.


Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости пересчета стажа государственной службы с учетом льготного исчисления периода службы по призыву, являются несостоятельными.

Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел не возлагает на орган внутренних дел обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе именно в стаж государственной службы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основаниями для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 26 июня 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Маханека А.А.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: