Судья Сорокина О.А. гр. дело № 33 - 8659/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Подольской А.А.
Судей: Занкиной Е.П., Бочкова Л.Б.
При секретаре: Елютиной И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации г. о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Добровольской Г.Ф. удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань произвести назначение Добровольской Г.Ф. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего в соответствии с Федеральным законом № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 01.01.2012 г.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань в пользу Добровольской Г.Ф. расходы услуг представителя в размере 3 000 р.
В остальной части иска - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добровольская Г.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об оспаривании решения об отказе в назначения выплаты ежемесячной компенсации.
В обоснование заявления истица указала, что ее сын - Добровольский А.В., проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ.
11.10.1993 г. он умер в 358 окружном военном госпитале от заболевания, полученного вследствие переохлаждения при исполнении служебных обязанностей, после чего приказом начальника Сызранского ВВАУЛ от 25.10.1993 г. № 202 он был исключен из списков личного состава курсантов в связи со смертью. Причинно-следственная связь между смертью сына и исполнением им обязанностей военной службы установлена решением Сызранского городского суда от 13.12.2011 г. Данным судебным решением Добровольской Г.Ф. назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии. Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.02.2012 г. решение оставлено без изменения.
16.04.2012 г. Добровольская Г.Ф. обратилась с заявлением в УСЗН по г. Сызрань о назначении ей компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего в соответствии с ФЗ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Заявление было рассмотрено Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, территориальным представителем которого является УСЗН по г. Сызрань. В удовлетворении требований истицы ответчиком отказано со ссылкой на то, что ею не представлен документ, подтверждающий гибель (смерть) военнослужащего, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.
Данный отказ истица считает незаконным, нарушающим ее права.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Добровольская Г.Ф. просила суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Управления социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань Самарской области произвести назначение ей ежемесячной денежной компенсации в ВВЗ за ее погибшего сына Добровольского А.В. с 01.01.12 г., а также взыскать с ответчиков в ее пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты населения Администрации г. о. Сызрань Самарской области просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
В заседании судебной коллегии представитель Добровольской Г.Ф. – Чернышев Ю.С., действовавший на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения. Пояснил, что он обращался в военно-страховую компанию, но ему было отказано. Его доверительница по ошибке направила туда оригинал справки для получения страховки за сына, а срок хранения составляет 5 лет. В судебное заседание суда первой инстанции был приглашен командир батальона, который подтвердил обстоятельства дела.
Несостоятельным является по мнению представителя истицы довод ответчика о том, что судом завышен размер платы за услуги представителя. В этой части суд снизил размер оплаты. Также представитель добавил, в 2007 году доверительница и ее муж не получали пенсию за потерю кормильца, поскольку им сказали, что не полагается.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации г. о. Сызрань Самарской области в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что 16.04.2012 г. Добровольская Г.Ф. обратилась в УСЗН Администрации г.о. Сызрань Самарской области с заявлением о назначении ей компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего в соответствии со ст. 3 (пп. 9,13) Федерального закона от 07.11.1 1 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», п. 2 «Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации...».
12.05.2012 г. в удовлетворении ее требований ответчиком было отказано со ссылкой на то, что в предоставленных ею документах отсутствовал документ, подтверждающий гибель ее сына, призванного на военные сборы, произошла при исполнении им обязанностей военной службы.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.11 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.11 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей -инвалиду 1 группы; 2) 7 000 рублей - инвалиду II группы; 3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.
В соответствии с п. 2 и 3 правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионным фондом РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 13.12.2011 г. по гражданскому делу по иску Добровольской Г.Ф. к УПФ РФ в г. Сызрани и г. Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах об оспаривании решения был установлен факт того, что смерть курсанта Добровольского А.В. наступила вследствие заболевания, полученного им в результате переохлаждения при прохождении военной службы и при исполнении иных обязанностей военной службы.
Копия вышеуказанного судебного решения истицей была приложена к заявлению, с которым она обратилась к ответчику.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что отказ Управления социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрани Самарской области в назначении Добровольской Г.Ф. компенсации, как члену семьи погибшего военнослужащего в соответствии с ФЗ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» по причине не предоставления ею документа, подтверждающего гибель ее сына, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Добровольской Г.Ф. о признании незаконным решения ответчика в назначении ей выплаты ежемесячной компенсации подлежат удовлетворению.
Таким образом, на Управление социальной зашиты населения Администрации г.о. Сызрань правомерно возложена обязанность произвести назначение Добровольской Г.Ф. ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи погибшего военнослужащего в соответствии с Федеральным законом № 306 от 07.11.2011 г. « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 01.01.2012 г.
Поскольку в силу п. 2.3.1.1. Положения об УСЗН Администрации г. о. Сызрань, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.11.2011 г. № 3384 именно на УСЗН возложено предоставление компенсации военнослужащим, назначение (отказ в назначении) компенсаций, ежемесячных выплаты, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Добровольской Г.Ф., предъявленных к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области.
На основании ст. 100 ГПК РФ, судом правомерно с ответчика в пользу истицы взысканы расходы на оплату услуг представителя, размер которых с учетом принципа разумности и справедливости, сложности дела и сроков его рассмотрения снижен до 3 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что резолютивная часть решения Сызранского городского суда Самарской области от 13.12.2011 г., представленного истицей, не содержит указания на причинно-следственную связь межу прохождением ее сыном военной службы и его смертью, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Данный факт был установлен судом в ходе рассмотрения дела по иску Добровольской Г.Ф. к УПФ РФ в г. Сызрани и г. Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах об оспаривании решения, в связи с чем, в силу ст. 61 ГПК РФ, он не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Доводы жалобы о том, что размер оплаты услуг представителя, взысканный судом с ответчика в пользу истицы, явно завышен, судебной коллегией были проверены и признаны несостоятельными. При определении размера расходов, суд первой инстанции учел конкретные обстоятельства дела: характер и объем оказанных услуг, длительность судебного разбирательства и сложность дела. Вопрос о судебных расходов разрешен судом правильно, в соответствии с требованиями Главы 7 ГПК РФ.
Оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины, о чем имеется ссылка в жалобе, судебная коллегия также не усматривает.
В соответствии с частями 1,2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральнымзакона.
По смыслу вышеуказанной правовой нормы, обязательным условием включения в структуру органов местного самоуправления иных органов (кроме представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации) является наделение этого органа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Данных, указывающих на то, что УСЗН Администрации г.о. Сызрань Самарской области наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не представлено, что позволяет сделать вывод об отсутствии таковых у ответчика. Государственным органом ответчик не является. В этой связи, оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины не имеется.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: