О признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств



Судья: Волкова М.В. № 33-8865/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Евдокименко А.А., Захарова С.В.

При секретаре: Егоровой Ю.К.

С участием прокурора Гуляевой Е.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по г. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 16 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск Прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Управления МВД России по г. Тольятти по соблюдению требований правил пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также требования Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», незаконным.

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ИВС ОП-24, а именно:

- укомплектовать светильники в помещениях ИВС ОП-24 колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника:

-в комнате для раздачи (приготовление) пищи, в кабинете фельдшера, в следственном кабинете, в комнате досмотра, оборудовать камеры ИВС ОП-24 автоматической пожарной сигнализацией путем монтажа специализированной организацией;

-на пути эвакуации в ИВС ОП-24 выполнить ступени с одинаковой шириной проступи и одинаковой высотой;

- установить в ИВС ОП-24 запорное устройство, обеспечивающее свободное открывание двери эвакуационного выхода № 2, путем приваривания щеколды к решетке двери;

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно:

-оборудовать медицинский кабинет ИВС ОП-24 умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков;

-обеспечить горячим водоснабжением кабинет фельдшера (медицинский кабинет) ИВС ОП-24;

-укомплектовать светильники общего назначения, размещенные на потолке, медицинского кабинета ИВС ОП-24, сплошными (закрытыми) рассеивателями;

-оснастить медицинский кабинет ИВС ОП-24 отдельным шкафом для хранения уборочного инвентаря;

-оснастить двухсекционными закрывающимися шкафами, кабинет фельдшера, ИВС ОП-24 обеспечивающими раздельным хранением домашней и рабочей одежды фельдшера.

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения п. 11 ст. 17, ст. 18, ст. 31 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно:

-обеспечить функционирование на территории ИВС ОП-24 помещения для свиданий подозреваемых содержащихся под стражей и обвиняемых в совершении преступлений с родственниками и иными лицами;

-оборудовать навесом прогулочный двор ИВС ОП-24, защищающий подозреваемых содержащихся под стражей и обвиняемых в совершении преступлений от неблагоприятных погодных условий;

-оборудовать спортивную площадку для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, на территории прогулочного двора ИВС ОП-24.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя УМВД РФ по г. Тольятти Заборовской М.В., представителя ГУ МВД России по Самарской области Покатилова С.Н., по доверенности, поддержавших доводы жалобы, мнение консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека по Самарской области - Герасимова Н.В., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к Отделу полиции №24 Центрального района УМВД России по г.о.Тольятти о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и требований противопожарной безопасности.

В обоснование своих требований указал, что Прокуратурой Центрального района г.Тольятти совместно с специалистами ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский, Роспотребнадзора г. Тольятти и сотрудником аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области и членами Общественной наблюдательной комиссии Самарской области проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в помещениях ИВС Отдела полиции № 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведения 10.05.2012г. проверки прокуратурой Центрального района, совместно со специалистами ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский в указанных помещениях, выявлены нарушения ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выявлены нарушения п. 11 ст. 17, ст. 18, ст. 31 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Уточнив свои требования, прокурор Центрального района г.Тольятти просил суд признать бездействия Управления МВД РФ по г. Тольятти по соблюдению требований правил пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также требования Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», незаконными.

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ИВС ОП-24, а именно: укомплектовать светильники в помещениях ИВС ОП-24 колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника: в комнате для раздачи (приготовление) пищи; в кабинете фельдшера; в следственном кабинете; в комнате досмотра; оборудовать камеры ИВС ОП-24 автоматической пожарной сигнализацией путем монтажа специализированной организацией; На пути эвакуации в ИВС ОП-24 выполнить ступени с одинаковой шириной проступи и одинаковой высотой; установить в ИВС ОП-24 запорное устройство, обеспечивающее свободное открывание двери эвакуационного выхода № 2, путем приваривания щеколды к решетке двери.

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: оборудовать медицинский кабинет ИВС ОП-24 умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков; Обеспечить горячим водоснабжением кабинет фельдшера (медицинский кабинет) ИВС ОП-24; Укомплектовать светильники общего назначения, размещенные на потолке, медицинского кабинета ИВС ОП-24, сплошными (закрытыми) рассеивателями; Оснастить медицинский кабинет ИВС ОП-24 отдельным шкафом для хранения уборочного инвентаря; Оснастить двухсекционными закрывающимися шкафами, кабинет фельдшера, ИВС ОП-24 обеспечивающими раздельным хранением домашней и рабочей одежды фельдшера.

Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения п. 11 ст. 17, ст. 18, ст. 31 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: Обеспечить функционирование на территории ИВС ОП-24 помещения для свиданий подозреваемых содержащихся под стражей и обвиняемых в совершении преступлений с родственниками и иными лицами; Оборудовать навесом прогулочный двор ИВС ОП-24, защищающий подозреваемых содержащихся под стражей и обвиняемых в совершении преступлений от неблагоприятных погодных условий; Оборудовать спортивную площадку для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, на территории прогулочного двора ИВС ОП-24.

Судом постановлено указанное выше решение.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Заявитель апелляционной жалобы УМВД России по г. Тольятти не согласно с решением суда. При этом указывает, что возлагая обязанность на ответчика по укомплектованию помещений ИВС светильниками с колпаками-рассеивателями, суд не принял во внимание, что все помещения на 16.07.2012 года уже укомплектованы такими светильниками. Также суд необоснованно возложил обязанность по оборудованию пожарной сигнализацией помещений, поскольку таких требований прокурором не заявлялось. Возложение обязанности выполнить ступени одинаковой высоты и шириной проступи также необоснованно, поскольку данные ступени являются порогом проема и не могут рассматриваться как лестничная клетка. Также указывает в жалобе на то, что оборудование ИВС запорным устройством, обеспечивающим свободное открывание двери эвакуационного выхода противоречит требованиям Приказа МВД «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых», согласно которым на лестничных площадках входные двери на этажи, а также наружные двери в блок камерных помещений закрываются замками с механизмами, отличными от механизмом замков дверей камер.

В заседании суда апелляционной инстанции представители УМВД России по Самарской области поддержали доводы жалобы.

Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека оставил доводы жалобы на усмотрение суда, согласившись в целом с решением суда.

Прокурор просил решение оставить без изменения.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда по существу правильным.

Судом установлено, что 10.05.2012г. прокуратурой Центрального района, совместно со специалистами ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский, представителями Роспотребнадзора г. Тольятти и сотрудником аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области, членами Общественной наблюдательной комиссии Самарской области проведена проверка в помещениях ИВС Отдела полиции № 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти, расположенного по адресу: <адрес> на предмет соблюдения требований правил пожарной безопасности, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В ходе проверки выявлены нарушения ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно:

-в комнате для раздачи (приготовление) пищи используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильника; Нарушение п.42 «Правил Противопожарного режима РФ»:

- в кабинете фельдшера (медицинский кабинет) используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильника;

-в следственном кабинете используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкции светильника;

-в комнате досмотра используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкции светильника;

-допускается расположение огнетушителей на высоте 1.5м от уровня пола;

-в камерах изолятора временного содержания отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; Нарушение НПБ 110-03 Пп.4 п.14 табл.3;

-на путях эвакуации (центральный вход) допущено устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты; Нарушение СНИП 21-01-97*; п.6.18.* ФЗ «О пожарной безопасности»;

-на дверях эвакуационного выхода № 2 (запасной) отсутствует запор, не препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа; Нарушение п.5.3. «Правил Противопожарного режима РФ»

-двери эвакуационного выхода №2 (запасной) закрыты на ключ и открываются не по направлению выхода из здания. Нарушение п.5.3. «Правил Противопожарного режима РФ».

В ходе проверки в ИВК ОП №24 также выявлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

- не соблюдаются требования особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, медкабинет не оборудован умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков (п.5.6);

-отсутствует горячее водоснабжение (п.5.5);

-светильники общего назначения, размещенные на потолке, не имеют сплошных (закрытых) рассеивателей (п.7.8);

-отсутствует специально выделенное помещение или шкаф для хранения уборочного инвентаря (п.11.11);

-отсутствуют двухсекционные закрывающиеся шкафы, обеспечивающие раздельное хранение домашней и рабочей одежды фельдшера (п.15.11.1).

В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемым и обвиняемым гарантируется право на личную безопасность в местах содержания под стражу.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно ст. 24 ФЗ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ предусмотрены обязанности по выполнению юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Факт наличия указанных нарушений не оспорен ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что выявленные нарушения являются устранимыми, суд обоснованно возложил обязанность на УМВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает довод апелляционной жалобы о необоснованности возложения обязанности по установлению в ИВС ОП-24 запорного устройства, обеспечивающего свободное открывание двери эвакуационного выхода №2, путем приваривания щеколды к решетке двери, заслуживающим внимания.

В силу Приказа МВД от 25.07.2011 года «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых», согласно которым на лестничных площадках входные двери на этажи, а также наружные двери в блок камерных помещений закрываются замками с механизмами, отличными от механизмом замков дверей камер.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание о возложении обязанности на УМВД России по г. Тольятти по установлению в ИВС ОП-24 запорного устройства, обеспечивающего свободное открывание двери эвакуационного выхода №2, путем приваривания щеколды к решетке двери.

Иные доводы апелляционной жалобы проверялись судебной коллегией, но своего подтверждения не нашли, в связи с чем не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 16 июля 2012 года по существу оставить без изменения.

Исключить из резолютивной части решения суда указание о возложении обязанности на УМВД России по г. Тольятти по установлению в ИВС ОП-24 запорного устройства, обеспечивающего свободное открывание двери эвакуационного выхода №2, путем приваривания щеколды к решетке двери.

Председательствующий:

Судьи: