Судья Соболева Ж.В гр. дело № 33–9307/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Сивохина Д.А., Калинниковой О.А.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
при секретаре Егоровой Ю.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 августа 2012 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Шарафутдиновой С.А. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Центрального района г. Тольятти, действующий в интересах Шарафутдиновой С.А., обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти, установлено, что Шарафутдинова С.А. является лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением мэрии г. Тольятти от 18.05.2007 г. № 1258-1/П, Шарафутдинова С.А. принята на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма. Однако до настоящего времени истица жильем не обеспечена.
В июне 2011 года она закончила МОУ СОШ № г.о. Тольятти.
С сентября 2011 года Шарафутдинова С.А. обучается в <данные изъяты> по очной форме обучения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Центрального района г. Тольятти просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Шарафутдиновой Стелле Анатольевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 01 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В силу ч. 1, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Пунктом 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 г. № 538, предусмотрено, что к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридическим лицам жилых помещений, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда.
Из материалов дела следует, что Шарафутдинова С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением и.о. мэра г. Тольятти от 18.05.2007 г. № 1258-1/П «О рассмотрении жилищных вопросов», Шарафутдинова С.А. с 24.04.2007 г. принята на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи один человек.
Как усматривается из материалов дела, в собственности истицы объектов недвижимого имущества не имеется, в реестре собственников она не значится, право приватизации в г. Тольятти не использовала.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что до настоящего времени Шарафутдинова С.А. жилым помещением не обеспечена, социальная выплата на приобретение жилья ей не предоставлялась.
Право истицы на внеочередное предоставление жилого помещения, представителем ответчика не оспаривалось.
При этом в силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку внеочередников.
Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что право на предоставление жилого помещения у Шарафутдиновой С.А. возникает только после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания указанных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в любом образовательном учреждении, а не во всех перечисленных выше учреждениях.
С учётом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора и возложил на мэрию городского округа Тольятти обязанность предоставить Шарафутдиновой С.А. вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что при реализации прав Шарафутдиновой С.А. на получение жилья должны соблюдаться права иных лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичном правом.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи