Судья: Гороховик О.В. Гр. дело № 33-9206/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.,
судей - Улановой Е.С., Лазаревой М.Н.,
при секретаре – Пряниковой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
«Заявление Котова С.А. удовлетворить.
Восстановить Котова С.А. в списке очередности в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как военнослужащего запаса с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., возражения на жалобу представителя Котова С.А. – Ильинкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котов С.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г. о. Самары, Администрации г. о. Самары о возложении обязанности восстановить в списке очередности, указав, что он состоял на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выслуга составила более 26 лет, уволился по болезни. По окончании службы в Республике Казахстан выехал на постоянное место жительства в г. Самару. В ДД.ММ.ГГГГ встал на учет в льготную очередь на получение жилой площади. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. снят с учета в связи с выявлением в представленных документах (справке КЭЧ) являющихся основанием для постановки на очередь сведений, сведений не соответствующих действительности. Каких-либо прав на другое жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, ни он, ни члены его семьи (жена, ребенок) не имеют. Ссылаясь на незаконность снятия с учета, просил восстановить его в списке очередности в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как военнослужащего запаса с составом семьи 3 человек с ДД.ММ.ГГГГ г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить, в иске отказать. В жалобе указал, что суд неправильно применил нормы материального права, Департамент не ущемлял прав истца. При условии предоставления Котовым С.А. справки о сдаче жилого помещения по последнему месту жительства, он будет восстановлен в списках нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель Котова С.А. – Ильинкина О.В., действовавшая на основании доверенности, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Представитель Администрации г. о. Самары в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327-1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены «Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно». Согласно п. 1 Правил, жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (в ред. от 06.10.2011г.) утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Согласно п. 6 Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 1 тех же Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Порядок учета военнослужащих определен третьим разделом вышеназванных Правил.
В соответствии с п. 32 Правил, для получения ордера должна быть представлена, в том числе, и справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Котов С. А. состоял на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра обороны Республики Казахстан № уволен в запас вооруженных сил России по болезни. Календарная выслуга истца в вооруженных силах составляет 26 лет 11 месяцев, льготная 31 год 4 месяца.
Постановлением Главы г. о. Самары от 04.06.98 г. Котов С. А. постановлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с составом семьи 3 человека, в том числе жена и сын.
Распоряжением Главы администрации г. о. Самары от 06.02.06 г. Котов С. А. снят с учета в качестве нуждающегося в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, сведений не соответствующих действительности, а именно справки о том, что им не было сдано в Казахстане занимаемое жилое помещение.
В суде первой инстанции сторонами не оспаривалось, что Котов С. А право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ от 27.05.98 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не использовал, жилого помещения в Российской Федерации в собственности не имеет, право на приватизацию не использовал.
В соответствии, со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства. Это Соглашение подписано, в том числе, Казахстаном и Россией.
Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.
Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.
Законодательство Российской Федерации связывает предоставление жилых помещений военнослужащим с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Котов С.А. в силу ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения. Отсутствие справки о сдаче жилого помещения в Казахстане не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если имеются данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья. Каких-либо препятствий в предоставлении жилого помещения истцу судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о восстановлении Котова С.А. в списке очередности в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как военнослужащего запаса с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что суд неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: