Судья Смоляк Ю.В. гр. дело № 33–9593/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Калинниковой О.А., Набок Л.А.,
при секретаре Поваровой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольская Центральная районная больница на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 17 августа 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления МБУЗ Ставропольская ЦРБ - отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольская Центральная районная больница обратилась в суд заявлением об оспаривании представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований МБУЗ Ставропольская ЦРБ указало, что 11.05.2012 г. прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка аптек и аптечных пунктов, по соблюдению федерального законодательства и наличия в аптечной сети жизненно важных лекарственных средств, а также обоснованности установления цен на эти лекарственные средства, расположенных на территории Ставропольского района Самарской области.
В ходе проверки установлено, что в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечено наличие минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
14.05.2012 г. по результатам проверки прокурором Ставропольского района Самарской области в отношении ООВ(С)П с. Верхние Белозерки МБУЗ Ставропольская ЦРБ вынесено представление № 07-12-2095 об устранении нарушений федерального законодательства в области обращения лекарственных препаратов.
МБУЗ Ставропольская ЦРБ считает представление прокурора незаконным, поскольку ООВ(С)П с. Верхние Белозерки согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 553 от 27.07.2010 г. «Об утверждении видов аптечных организаций» является не аптечной организацией, а обособленным подразделением медицинской организации, поэтому нормы действующего законодательства об обращении лекарственных средств не применимы к обособленным подразделениям, расположенным в сельских поселений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольская ЦРБ просило суд признать представление прокурора Ставропольского района Самарской области от 14.05.2012 г. № 07-12-2095 незаконным и восстановить пропущенный срок на обжалование указанного представления.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольская ЦРБ просит решение суда отменить как незаконное.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как видно из материалов дела, 11.05.2012 г. прокуратурой Ставропольского района Самарской области в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства и наличия в аптечной сети жизненно важных лекарственных средств, а также обоснованности установления цен на эти лекарственные средства, проведена проверка аптек и аптечных пунктов, расположенных на территории Ставропольского района Самарской области.
В ходе проверки установлено отсутствие в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес>, лекарственных средств, включённых в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
14.05.2012 г. по результатам проверки прокурором Ставропольского района Самарской области в отношении ООВ(С)П с. Верхние Белозерки МБУЗ Ставропольская ЦРБ было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в области обращения лекарственных препаратов.
В силу ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что с заявлением об оспаривании представления прокурора от 14.05.2012 г. МБУ Ставропольская ЦРБ обратилось в суд 26.07.2012 г., в связи с чем суд правильно указал, что срок обжалования представления прокурора не пропущен.
Разрешая заявленные требования об оспаривании представления прокурора, суд обоснованно признал несостоятельными доводы МБУЗ Ставропольская ЦРБ о том, что нормы действующего законодательства об обращении лекарственных средств не применимы к обособленным подразделениям, расположенным в сельских поселений Самарской области.
Исходя из пп. 35 ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» следует, что аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти /пункт 2 статьи 55/.
В силу п. 5 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств», перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи /пункт 6 статьи 55/.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005г. № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 г. № 805н.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области № 2355 от 14.12.2010 г. «Об организации обеспечения населения лекарственными препаратами, продажа которых может осуществляться в медицинских организациях и их обособленных подразделениях, расположенных в сельских поселениях Самарской области, в которых отсутствуют аптечные организации», утвержден Перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в медицинских организациях и их обособленных подразделениях, расположенных в сельских поселениях Самарской области, в которых отсутствуют аптечные организации и Перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях Самарской области, в которых отсутствуют аптечные организации, для реализации лекарственных препаратов сельским жителям.
Согласно Перечню медицинских организаций и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях Самарской области, в которых отсутствуют аптечные организации для реализации лекарственных препаратов сельским жителям, обособленное подразделение - офис врачей общей практики МУЗ «Ставропольская центральная районная больница» с. В.Белозерки включено в данный перечень.
Кроме того, руководителям органов, уполномоченных осуществлять управление муниципальной системой здравоохранения, муниципальных учреждений здравоохранения и иных медицинских организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности рекомендован ряд мероприятий (пункт 2), в том числе:
после получения лицензии на фармацевтическую деятельность организовать в обособленных подразделениях продажу лекарственных препаратов в пределах номенклатуры утвержденного Перечня лекарственных препаратов в соответствии с требованиями действующего законодательства;
принимать решения о прекращении продажи лекарственных препаратов после получения уведомления Управления лицензирования и контроля качества министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, подтверждающего получение аптечной организацией, расположенной в сельском поселении, лицензии фармацевтическую деятельность.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд пришёл к правильному выводу о том, что представление прокурора от 14.05.2012 г. об устранении нарушений федерального законодательства в области обращения лекарственных препаратов вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления МБУЗ Ставропольская центральная районная больница об оспаривании представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы МБУЗ Ставропольская ЦРБ о неправильном применении судом норм материального права, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 17 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБУЗ Ставропольская ЦРБ без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи