Об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.Самара



Судья: Дурнова Н.Г. гр. дело № 33-9666/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Калинниковой О.А.,

Судей Улановой Е.С., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Поваровой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кашминой Марии Анатольевны на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2012 г., которым постановлено:

«В удовлетворении требований Кашминой Марии Анатольевны о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в подготовке и направлении в Министерство имущественных отношений Самарской области заключения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 800,00 кв.м., обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара один экземпляр оригинала распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка направить в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области, второй экземпляр распоряжения выдать на руки Кашминой М.А. - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Кашминой М.А. – Лукьянова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ Кашмина М.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под садоводство земельного участка по адресу: <адрес> площадью 800,00 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ МИО Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения данного земельного участка. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть почти спустя 2 месяца, Департамент схему расположения земельного участка не утвердил и никакой информации по данному вопросу ни ей, ни Министерству не предоставил. В ответе Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ей было разъяснено, что Департаментом было подготовлено и направлено в адрес Министерства заключение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Таким образом, Департаментом нарушен месячный срок подготовки заключения. Кроме того, Департаменту, до формирования им земельного участка для многодетных семей, было известно о том, что Министерство имущественных отношений начало работу по ее заявлению, о чем свидетельствует письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении информации об отнесении испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, территориальной зоне, о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в использовании земельного участка. Повторное письмо о предоставлении указанных сведений в адрес Департамента строительства и архитектуры Министерством было направлено ДД.ММ.ГГГГ На повторный запрос Департамент спустя 4 месяца предоставил ответ от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что правоотношения по поводу рассмотрения ее обращения возникли раньше, то есть до принятия поправок в Закон Самарской области «О земле» в части предоставления земельных участков многодетным семьям и соответственно до начала формирования Департаментом земельных участков. Принятое Департаментом заключение от ДД.ММ.ГГГГ не основано на правовых нормах и является незаконным. Земельный участок не относится к территории общего пользования и какие-либо ограничения в части использования земельного участка отсутствуют.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кашмина М.А. просила суд признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, выразившиеся в подготовке и направлении в МИО Самарской области заключения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом территориального зонирования с видом разрешенного использования - сады; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара один экземпляр оригинала распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка с приложениями направить в адрес МИО Самарской области, второй экземпляр распоряжения выдать ей на руки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Кашмина М.А. просит решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявления. Считает решение незаконным, постановленным при неправильном применении судом норм материального права.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Кашминой М.А. – Лукьянов А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

На основании ч. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.

Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

Согласно п. 2.5, п. 2.6 Порядка в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка или, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, в тот же срок направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.

В соответствии с п. 1.1 постановления Главы г.о. Самара от 19.09.2006 г. № 2340, органом местного самоуправления г.о. Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей не связанных со строительством является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 года № 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" отказ в утверждении схемы может быть обжалован в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кашмина М.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800,00 кв.м. в целях использования под приусадебный участок (л.д. 76).

В обоснование заявление ссылалась на п. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", согласно которому земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества и др. 

ДД.ММ.ГГГГ МИО Самарской области направило запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) препятствий для предоставления испрашиваемого участка (л.д.20-21).

В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Кашмина М.А. уточнила цель использования земельного участка - под садоводство (л.д.58).

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило повторный запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары (л.д. 27-29).

По сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (). Использование участка под садоводство соответствует основным видам использования земельных участков для данной территориальной зоны (л.д. 62).

ДД.ММ.ГГГГ МИО Самарской области обратилось с повторным запросом в адрес Департамента «о предоставлении сведений» (л.д.24-25).

ДД.ММ.ГГГГ на данный запрос Департамент сообщил, что в соответствии с топографическими материалами и предоставленными документами, границы испрашиваемого объекта налагаются на границы территории, в отношении которой ведутся работы по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ, п. 2.4. ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005г. № 940-ГД (л.д. 26, 55).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 8-9).

Обращение поступило в Департамент ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 56-57).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Департаментом подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Кашминой М.А. участка.

В качестве причины невозможности утверждения схемы указано на проведение работ по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ, п. 2.4. ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005г. № 940-ГД ( 54).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, по смыслу закона, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя или создает препятствия к их осуществлению, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по предоставлению гражданам и юридическим лицам конкретного (определенного) земельного участка на уполномоченные органы законом не возложена.

При этом, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно, в том числе под садоводство, при наличии земельных участков, свободных от прав третьих лиц и при отсутствии иных препятствий для их предоставления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара утвержден реестр территорий для формирования земельного участка в целях последующего предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, куда входит <адрес> ( площадь 8 364 кв.м.) (л.д. 64).

Согласно представленному Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара графическому материалу, испрашиваемый Кашминой М.А. участок входит в границы участка, площадью 8 364 кв.м.(л.д.64-68).

Суд правильно указал, что преимущественных прав для граждан, претендующих на получение земельных участков под садоводство перед правами на предоставление земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей (и наоборот), закон не устанавливает.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Кашминой М.А., на кадастровом плане (карте) территории, Министерством имущественных отношений направлено в Департамент строительства и архитектуры ДД.ММ.ГГГГ (поступило ДД.ММ.ГГГГ), тогда как работы по формированию органом местного самоуправления земельного участка (свободного от прав третьих лиц) для граждан, имеющим трех и более детей, начались в 2011 году и ДД.ММ.ГГГГ реестр территорий, с учетом подготовленных топографических материалов, был утвержден.

Ссылки Кашминой М.А. на то, что Департаменту до начала формирования земельного участка для многодетных семей было известно о том, что Министерством ведется работа по рассмотрению ее заявления, не нашли своего подтверждения.

Информация из Департамента о том, что испрашиваемый Кашминой М.А. земельный участок входит в границы формируемой территории, поступила в адрес Министерства имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ, то есть значительно ранее обращения об утверждении схемы участка.

Как следует из материалов дела, оспариваемые Кашминой М.А. действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара совершены в пределах его полномочий, при этом существенного нарушения порядка принятия решения, оформленного в виде заключения, не допущено (нарушение месячного срока принятия решения по обращению Министерства имущественных отношений Самарской области на его существо и правильность не повлияло).

Содержание заключения не противоречит требованиям п. 2.6 Порядка предоставления земельных участков (от ДД.ММ.ГГГГ ), ч. 2 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. № 16-ГД, поскольку причина невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в нем указана, ссылки на нормативные акты содержатся.

Из материалов дела также усматривается, что строений, принадлежащих на праве собственности, Кашмина М.А. на испрашиваемом участке не имеет, в её правомерном владении и пользовании данный участок не находится.

Права на однократное бесплатное предоставление в собственность иного земельного участка, свободного от прав третьих лиц, Кашмина М.А., в данном случае, не лишена.

При таких обстоятельствах, когда у суда отсутствовали основания полагать, что оспариваемыми действиями Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, связанными с отказом в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, были нарушены права и свободы Кашминой М.А. либо созданы препятствия к осуществлению таких прав и свобод, судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не имеется правовых оснований для его отмены.

Доводы апелляционной жалобы Кашминой М.А. о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.

Ссылки в жалобе на отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, предусмотренных ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. № 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку их перечень не является исчерпывающим. Пунктом 7 части 1 статьи 4 указанного закона предусмотрены и иные случаи для отказа в утверждении схемы.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено, в связи с чем оснований к удовлетворению апелляционной жалобы Кашминой М.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кашминой М.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: