О возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемилогическом благополучии граждан



Судья    Колесникова Л.Ю.                  Гр. дело № 33-9609/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                

17 октября 2012 г. судебная коллегия апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:

Председательствующего - Желтышевой А.И.

Судей: - Бочкова Л.Б., Шуковой Н.М.

с участием прокурора Шабановой Ю.Н.

при секретаре Пряниковой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара в лице представителя Горожаниной Л.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 августа 2012 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ детский сад г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно : оборудовать теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно довести количество теневых навесов до 11 штук для каждой группы площадью не менее чем : для группы (1 мл) - 54 кв.м.; для группы (1 мл) - 52 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы - 56 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы -54 кв.м.; для группы - 54 кв.м.; для группы № 7 - 50 кв.м.; для группы - 58 кв.м.; для группы -54 кв.м.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., выслушав представления Администрации г.о. Самара – Константинову М.С. и представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара – Семенова А.В., в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя МБДОУ детский сад г.о. Самара – Скачок Н.П., представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – Климовой С.И., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к МБДОУ детский сад № 173 г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, указав, что проверкой в МБДОУ детский сад г.о. Самара выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно не оборудованы теневые навесы на групповых площадках в детском саду (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10).

Управлением Роспотребнадзора Самарской области 15.02.2008 г., 23.09.2010 г. выданы предписания по устранению вышеуказанного нарушения.

МБДОУ детский сад г.о. Самара неоднократно направлялись письма (01.08.2008 г., 12.07.2010 г., 01.04.2011 г., 27.09.2011 г.) в Департамент образования администрации г.о. Самара с просьбой о выделении денежных средств необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Однако до настоящего времени указанное нарушение не устранено, в связи с чем прокурор, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просил суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ детский сад г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: оборудовать теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно довести количество теневых навесов до 11 штук для каждой группы площадью не менее чем: для группы ( 1 мл) - 54 кв.м.; для группы (1 мл) - 52 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы 56 кв.м.; для группы № 5-52 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы -54 кв.м.; для группы -54 кв.м.; для группы - 50 кв.м.; для группы - 58 кв.м.; для группы -54 кв.м.

Судом постановлено вышеизложенное решение об удовлетворении требований Прокурора Железнодорожного района г. Самары.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о. Самара просит решение отменить, полагая, что судом не правильно применены нормы материального права. С частности суд пришёл к неправильному выводу, что Администрация г.о. Самара обязана осуществлять финансирование сверх ассигнований, утверждённых Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий год. Полагает, что требуемые мероприятия должны произвести МБДОУ детский сад г.о. Самара осуществляющего самостоятельную финансовую деятельность. Ответчик полагает так же, что соблюдение требований санитарно – эпидемиологического законодательства не отнесено к вопросам местного значения. Предписаниями срок исполнения установлен 01.09.2013 г., таким образом, прокурор преждевременно обратился с иском. Также считает не правильным вывод суда о бездействии ответчика, поскольку ответчик осуществлял необходимые мероприятия в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом. Кроме того в резолютивной части не указано в какой доле, каждый из ответчиков должен исполнить решение суда.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г.о. Самара – Константинова М.С. и представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара – Семенов А.В. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель МБДОУ детский сад г.о. Самара – Скачок Н.П., представитель 3-его лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – Климова С.И. возражали против доводов жалобы, с решением суда согласны.

В заключении прокурор Шабанова Ю.Н. считает решение суда законным и обоснованным, просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав лиц участвующих в деле, прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда полагая его правильным.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении и не могут ущемляться права ребенка.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;    обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.В соответствии с ст. 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары в МДОУ г.Самары выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно не оборудованы теневые навесы на групповых площадках в детскому саду (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10), до 11 штук для каждой группы площадью не менее чем : для группы (1 мл) - 54 кв.м.; для группы (1 мл) - 52 кв.м.; для группы -52 кв.м.; для группы - 56 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы - 52 кв.м.; для группы - 54 кв.м.; для группы - 54 кв.м.; для группы - 50 кв.м.; для группы 58 кв.м.; для группы -54 кв.м.

Представитель МДОУ детский сад № 173 как в суде первой инстанции, так и в судебном заседании апелляционной инстанции, наличие указанного нарушения не отрицал, пояснил, что детский сад располагает необходимой площадью для оборудования теневых навесов, однако, без привлечения дополнительных средств МБДОУ детский сад г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства из-за отсутствия денежных средств на указанные мероприятия, в связи с чем неоднократно направлялись письма в Департамент образования администрации г.о. Самара. (01.08.2008г., 12.07.2010г., 01.04.2011г., 27.09.2011г.) с просьбой о выделении денежных средств необходимых для устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства указанных в предписании.

Вместе с тем, до настоящего времени указанное нарушение не устранено.

В соответствии с Уставом МДОУ – бюджетное учреждение, учредителем которого является муниципальное образование г.о. Самара.

Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения г.о. Самара.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного постановлением главы г.о. Самара от 15.09.06 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правильно удовлетворил требования прокурора в полном объеме, поскольку выявленные нарушения и не обеспечение требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ № 173 нарушают права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании детского сада) на охрану здоровья, гарантированные ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Доводы жалобы о том, что у Администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а согласно Устава МДОУ № 173 - это бюджетное учреждение, созданное муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий местного самоуправления г.о. Самара в сфере образования.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что обязанность устройству навесов должна быть возложена на само учреждение, не основано на вышеприведённых нормах права.

Так же не состоятелен довод жалобы о преждевременном обращении прокурора с иском. В силу предписаний выявленное нарушение надлежало исполнить в срок до 01.09.2010 г., а потом до 01.09.2011 г., однако, администрацией до настоящего времени не предприняты действия по включению указанных расходов на финансовый 2010 год и 2011 год.

Ссылка Администрации г.о. Самара на то, что не истек, установленный предписанием от 28.09.2011 г. срок устранения нарушения – до 01.09.2013 г., несостоятельна, поскольку в ранее выданных предписаниях от 15.02.2008 г. и от 23.09.2010 г. данное нарушение было указано, срок исполнения по ним истек, и до настоящего времени нарушение не устранено.

Также не может быть принят во внимание довод о несоответствии резолютивной части решения ч. 2 ст. 207 ГПК РФ. В данном случае решение суда является решение о возложении обязанности на ответчиков произвести необходимые мероприятия в соответствии с процедурой предусмотренный законом, в связи чем отсутствует необходимость определять данную обязанность в долях. Резолютивная часть решения соответствует требованиям 206 ГПК РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям. Судом правильно установлены юридические значимые обстоятельства по делу, которые подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, решение суда соответствует требованиям ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, нарушений норм материального или процессуального права влекущих отмену решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара без удовлетворения.

    Председательствующий

Судьи