Постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ изменено путем изменения вида наказания с административного штрафа на предупреждение ввиду его соразмерности совершенному правонарушению.



Судья: Ефремова С.В. № 12-84

РЕШЕНИЕ

21.05.2012 года г.Самара

Судья Самарского областного суда Штейн Э.Г., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее МБДОУ) детский сад №147 г.о.Самара Остроумовой К.М. на постановление Железнодорожного районного суда г.Самары от 30.03.2012 года, которым МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 170000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Железнодорожного районного суда г.Самары от 30.03.2012 года МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара привлечено к административной ответственности и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 170000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, то есть за нарушение требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В кассационной жалобе заведующий МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара Остроумова К.М. не согласна с постановлением суда в части назначенного наказания, просит изменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. Из жалобы следует, что судом при назначении наказания не была учтена специфика деятельности учреждения, не допускающая работу без осуществления медицинской деятельности. Также ссылается на то, что МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара действовало в состоянии крайней необходимости, а потому оно должно быть освобождено от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара Зотееву Т.М., прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с п.4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района г.Самары была проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара, в результате которой было установлено, что у МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара имеется медицинский кабинет, ставка медицинской сестры, на которой работает медицинский работник ФИО3 В соответствии с должностными инструкциями ФИО3 в ее обязанности входит оказание первой медицинской помощи воспитанникам образовательного учреждения, систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; распределение детей на медицинские группы для занятия физическим воспитанием; информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный приём с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявлении заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; один раз в неделю осмотр детей на педикулёз. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Кроме того, медицинский работник в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений проводит медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных на педикулез.Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей, что подтверждается «Журналом здоровья», в который ежедневно перед началом рабочей смены заносятся результаты осмотра работников.

Таким образом, медицинским работником ФИО3 осуществляется медицинская деятельность, подлежащая лицензированию, без лицензии.

Факт нарушения МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности судом установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривался представителем МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара в судебном заседании.     Данный факт подтверждается информацией департамента образования администрации г.о.Самара об отсутсвии у МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара лицензии на ведение медицинской деятельности, копией «журнала здоровья», копией журнала осмотра детей на педикулез, объяснениями заведующего образовательного учреждения, должностными инструкциями медработника, другими материалами дела, которые не указывают на обстоятельства, которые могут рассматриваться как объективное препятствие для организации оказания медицинской помощи детям МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара в установленном законом порядке.

Суд при вынесении постановления с достаточной полнотой всесторонне и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку. Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки данных доказательств.

Довод жалобы о том, что МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара действовало в состоянии крайней необходимости, оказывая доврачебную медицинскую помощь детям без наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности, так как неоказание доврачебной медицинской помощи могло повлечь более значительный вред, чем осуществление данной деятельности без лицензии, не может послужить основанием к освобождению его от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку признаки, предусмотренные ст.2.7 КоАП РФ, в его действиях отсутствуют. Мотивы, которые МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара приводит в обоснование своих действий, не свидетельствуют об отсутствии вины и не могут быть признаны убедительными при рассмотрении кассационной жалобы.

Доводы жалобы, таким образом, не опровергают установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность выводов суда о наличии в действиях МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Между тем, обсуждая вопрос о соразмерности назначенного виновному лицу административного наказания, прихожу к выводу о необходимости изменения постановления судьи Железнодорожного районного суда г.Самары в этой части.

МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара является бюджетным учреждением. Средства, выделяемые учреждению, расходуются исключительно по утвержденным статьям расходов. Административное наказание в виде штрафа в размере 170000 рублей является чрезмерно строгим наказанием для конкретного бюджетного учреждения. Кроме того, в настоящее время администрацией МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара предпринимаются все необходимые меры по скорейшему оформлению лицензии, направлены необходимые запросы в органы местного самоуправления, направлена заявка в Департамент управления имуществом с просьбой провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение, занимаемое МБДОУ, что является первоочередным условием для получения лицензии.

Согласно ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность для юридических лиц предупреждение или штраф от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

На основании вышеизложенного, считаю возможным изменить постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 30.03.2012 года в части назначенного административного наказания и избрать МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 и ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Железнодорожного районного суда г.Самары от 30.03.2012 года о привлечении МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170000 рублей изменить, назначив МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара административное наказание в виде предупреждения.

Предупредить МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара о недопустимости нарушений Федерального закона РФ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» " в своей деятельности.

Кассационную жалобу заведующего МБДОУ детский сад №147 г.о.Самара Остроумовой К.М. удовлетворить частично.

Судья Э.Г. Штейн