Привлечение к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ



4 а-577

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 9 ноября 2011 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шабанов Н.М., рассмотрев надзорную жалобу Мухатаевой Л.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 138 Самарской области от 11.07.11 и решение судьи Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 30.08.11 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 138 Самарской области от 11.07.11 Мухатаева Л.С. привлечена к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 300 рублей.

Решением суда апелляционной инстанции постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Мухатаева Л.С., ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения её к административной ответственности, так как она не является собственником квартиры и требования, установленные постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» на неё не распространяются, в связи с чем в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, а проверка газового оборудования до выдачи предписания в квартире не проводилась, просит судебные постановления отменить и прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела, доводы надзорной жалобы, нахожу, что судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что на основании распоряжения руководителя Северо-Восточного управления контроля за сохранностью жилищного фонда <адрес>ФИО1 от 26.04.11 в связи с поступившей информацией от ООО «С» (о необеспечении надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования в связи с незаключением договоров абонентами со специализированной организацией по адресу <адрес> и другим адресам) была проведена проверка в отношении Мухатаевой Л.С., проживающей по адресу: <адрес>, в результате которой было выявлено нарушение, а именно необеспечение абонентом (потребителем) надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, отсутствие заключенного со специализированной организацией договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, то есть нарушение требований пп. «к» п.21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.08 № 549, ст.30 Жилищного кодекса РФ, п.10, 16, 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491, п.5.5.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 № 170, в связи с чем Мухатаевой Л.С. государственным жилищным инспектором – специалистом 1 категории Северо-Восточного управления контроля за сохранностью жилищного фонда <адрес> было выдано предписание № от 16.05.11 об устранении данных нарушений в срок до 15.06.11, которое последней исполнено не было, в связи с чем 20.06.11 на неё составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.

Придя к выводу о законности и обоснованности постановления мирового судьи, которым Мухатаева Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции сослался на допущенное ею нарушение пп. «к» п.21 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.08 № 549, указав также, что данные правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также указал на п.2 ст.543 ГК РФ, которая определяет обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления.

Вместе с тем, следует отметить, что указанные Правила поставки газа определяют абонента, как сторону договора, обязанную принять поставленный газ и оплатить его, абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Таким образом, из п.1 и 3 указанных Правил, на что и сослался суд, следует, что права и обязанности у сторон возникают в случае заключения договора на поставку газа, при этом абонентом (стороной договора) может быть как физическое лицо (гражданин), собственник жилого помещения, так и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив).

Между тем, при рассмотрении дела, судом не выяснялись такие вопросы, как способ управления многоквартирным домом (то есть был ли заключен договор собственниками жилых помещений с управляющей организацией и какие на неё возложены обязанности), заключался ли собственниками (владельцами) жилых помещений договор о поставке газа непосредственно с газоснабжающей организацией, так как обязанность заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования возникает лишь при заключении договора на поставку газа.

В соответствии с п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу п.13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (далее - Правила № 307), обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

В соответствии с п.3, пп. «г» п.49 Правил № 307 управляющая организация является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Согласно п.5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

В силу п.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегиона России от 26.06.09 № 239 (далее Порядок № 239) и п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила № 549), ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Согласно п.4 Порядка № 239 техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении № 1 к Порядку № 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.

С учетом приведенных норм права, именно управляющая организация несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов, Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов, за исключением случая, если владелец жилого помещения непосредственно сам заключил договор поставки газа с газоснабжающей организацией, что соответствует п.7 Правил № 307, согласно которому при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении газа непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, при этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Ссылка же суда апелляционной инстанции на ст.543 ГК РФ в данном случае не применима.

В связи с наличием общего признака (присоединенной сети) правила о договоре энергоснабжения распространяются и на отношения по снабжению другими товарами через присоединенную сеть. В регулировании отношений по снабжению через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами правила параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Тем самым преимуществом перед положениями Гражданского кодекса РФ обладают не только специальные законодательные, но и подзаконные акты (например, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.08 № 549 и другие правила, установленные Правительством РФ).

При указанных обстоятельствах, принятое по делу решение о признании Мухатаевой Л.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КУоАП РФ, вынесены при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и которые могли бы повлиять на выводы суда о виновности Мухатаевой.

Учитывая, что на данный момент истек срок давности привлечения к административной ответственности, что исключает производство по делу, постановление мирового судьи судебного участка № 138 Самарской области от 11.07.11 и решение судьи Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 30.08.11 подлежат отмене, а административное дело прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 138 Самарской области от 11.07.11 и решение судьи Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 30.08.11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ в отношении Мухатаевой Л.С. – отменить, производство по делу прекратить.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя Самарского областного суда Н.М. Шабанов