4 а-569 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Самара 3 ноября 2011 года Заместитель председателя Самарского областного суда Шабанов Н.М., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО «С» - ФИО1 на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 13.07.11 и решение судьи Самарского областного суда от 22.08.11 по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 13.07.11, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 22.08.11, юридическое лицо ООО «С» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 40 000 рублей. В надзорной жалобе ФИО1 просит судебные постановления отменить, ссылаясь на необоснованность и незаконность привлечения ООО «С» к административной ответственности. Изучив материалы административного дела, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу. Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по <адрес> проверки 21.04.11 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей ФИО2 в связи с поступившим письменным обращением потребителя (вх. № № от 4.04.11) на качество реализуемых детских игрушек, в том числе машины-перевертыш с резким запахом, в магазине игрушек ООО «С», расположенного по адресу: <адрес>, в данном магазине взяты детские игрушки производства Китай в количестве трех штук: машина-перевертыш – 1 шт., кукла пупсик в шапочке артикул №-1 шт., кукла пупс артикул №-1 шт., для проведения лабораторных исследований, по результатам которых ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес>» установлено, что все три образца (игрушки) не отвечают требованиям по органолептическим показателям по уровню запаха 4 балла, вместо 2 баллов и по уровню токсичности, превышающие предельно допустимую норму 20 %, что является нарушением п.3.1.1, 3.4.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе». По результатам проверки составлен акт от 21.04.11, вынесено определение от 26.04.11 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол от 18.05.11 в отношении ООО «С» по ст.14.4 ч.2 КоАП РФ. Нарушение санитарных правил, действующих в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, принимаемые в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также других санитарных правил, действующих в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.4 КоАП РФ. Кроме того, административная ответственность по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ наступает за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата. Согласно п.2 раздела 1 Перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» в данный перечень входят товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента. Кроме того, данным решением Комиссии Таможенного союза установлены единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам детского ассортимента, в том числе, предусмотренные п.3.1 (требования к органолептическим показателям), в соответствии с пп.3.1.1 которого интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов, и п.3.4. (требования к токсиколого-гигиеническим показателям), в соответствии с пп.3.4.2 которого значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%. В соответствии с пп.2.1 п.2 Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.7.007-93. Производство и реализация игр и игрушек) «Требования к игрушкам», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 12.08.93 № 9, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата. Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии со ст.16 указанного Закона продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Соблюдение санитарных правил в силу п.3 ст.39 Федерального закона N 52-ФЗ является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о невыполнении ООО «С» возложенных на него обязанностей по соблюдению правил, закрепленных Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», и обоснованно пришли к выводу о виновности ООО «С» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.2 КоАП РФ на основании совокупности представленных доказательств. Доводы в жалобе о том, что не была проведена экспертиза по изъятым игрушкам, проверялись судом и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении. Кроме того, исходя из ст.42 ч.1 ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, приказом Роспотребнадзора от 19.07.07 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» утвержден порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок, в соответствии с п.2 которого санитарно-эпидемиологическая экспертиза - это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст.12.13,15-28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Согласно п.8 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний). Таким образом, по смыслу указанных норм, оценка продукции, работ, услуг (по определению свойств исследуемого объекта) в целях установления вредного воздействия на человека дается экспертом федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, как в форме экспертного заключения, так и акта обследования, протокола исследований (испытаний). Оснований сомневаться в выводах эксперта, изложенных в протоколах лабораторных исследований и подтвержденных им в суде, не имеется. Согласно протокола судебного заседания, после разъяснения участникам процесса их прав, в том числе заявлять ходатайства о вызове свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением КоАП РФ, ходатайств о назначении экспертизы, а также о вызове понятых, участвующих при изъятии образцов товаров, ни представителем ООО «С» - ФИО3, ни директором ООО «С» - ФИО1 заявлено не было. Вместе с тем, как правильно отметил суд, в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами. Утверждения о том, что имеются основания сомневаться в том, что на исследование поступили именно изъятые из ООО «С» игрушки, безосновательны, так как в протоколах исследования указан артикул игрушек, совпадающий с тем, который указан в протоколе взятия образцов товаров от 21.04.11. Следует признать несостоятельными и доводы о том, что ООО «С» привлечено к административной ответственности необоснованно по тем основаниям, что исследованные игрушки не продавались, а находились на складе, так как поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило письменное обращение потребителя на качество реализуемой ООО «С» игрушки (машины-перевертыш) с резким запахом, а по результатам исследования этого же вида игрушка оказалась не отвечающей Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям (требованиям безопасности к товарам детского ассортимента). То обстоятельство, что дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении директора ООО «С» - ФИО1 прекращено, ввиду того, что в конце проверки ею был предъявлен сертификат соответствия на игрушку (машинку-перевертыш) не влияет на обоснованность привлечения ООО «С» к административной ответственности, так как административная ответственность по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ наступает как за продажу товара без сертификата соответствия, так и с нарушением санитарных правил. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал ООО «С» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.2 КоАП РФ. Существенных нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену состоявшихся судебных постановлений, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 13.07.11 и решение судьи Самарского областного суда от 22.08.11 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения. В соответствии со ст.30.13 ч.3 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных постановлений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ. Зам. председателя Самарского областного суда Н.М. Шабанов