Судья: Двоеглазова О.Е. № 21-752
Р Е Ш Е Н И Е
12.12.2011 г. г. Самара
Судья Самарского областного суда Штейн Э.Г., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу представителя директора ООО <данные изъяты> Панюшкина Ю.А. – Смородинова М.В. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17.11.2011г., которым оставлена без удовлетворения жалоба Панюшина Ю.А. на постановление руководителя территориальныого управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постанвлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО <данные изъяты> Панюшин Ю.А. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Данное постановление Панюшин Ю.А. обжаловал в суд, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
Панюшин Ю.А. обратился с жалобой на решение по делу об административном правонарушении, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Выслушав доводы Панюшина Е.И., его представителя Смородинова М.В., мнение представителя Управления Ифраимовой Л.Х., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба Панюшина Ю.А. является обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО <данные изъяты> (Покупатель) и организацией-нерезидентом - СООО <данные изъяты> (Поставщик-продавец) в СЭЗ <данные изъяты>, был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого Поставщик-продавец обязался поставлять (передавать в собственность Покупателя) товар, а Покупатель обязался принимать и оплачивать товар (п.1.1 Договора).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № ООО <данные изъяты> в уполномоченном банке оформило паспорт сделки №. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту – ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании Дополнительных соглашений к Договору от ДД.ММ.ГГГГ № и писем ООО <данные изъяты> в уполномоченном банке переоформлен паспорт сделки №№. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту – ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключено дополнительное соглашение № к Договору от ДД.ММ.ГГГГ №, которым раздел 3 Договора дополнен пунктом 3.5 следующей редакции: «датой завершения оформления товаросопроводительных документов является дата подписания этих документов уполномоченным представителем покупателя в момент получения товара».
Во исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ № ООО <данные изъяты> (далее – Общество) ввезло на таможенную территорию РФ товар на общую сумму 6474919 рублей, в том числе:
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии № товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ;
- по международной товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ серии №, товар получен ДД.ММ.ГГГГ
Использование валюты РФ между резидентом и нерезидентом в качестве средства платежа является валютной операцией (пп. «б» п. 9 ч.1 ст.1 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьёй 23 данного закона, а также вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У) (далее – Положение № 258-П).
В силу п.2.1 названного Положения резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением в порядке, установленном Положением №258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Согласно п.2.2 Положения №258-П подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению №258-П.
Установленная валютным законодательством обязанность по представлению подтверждающих документов в уполномоченый банк одновременно с двумя экземплярами справки об эти документах руководителем ООО <данные изъяты> Панюшиным Ю.А. была исполнена.
К справке о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ были приложены соотвествующие международные товарно-транспортной накладные. В справке о подтверждающих документах в графе №1 были указаны даты составления международных товарно-транспортных накладных: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
По мнению Управления, в соответствии с требованиями п.2 Приложения №1 Положения № 258-П ООО <данные изъяты> обязано было указать в графе 1 справки о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ наиболее поздние даты оформления международных товарно-транспортных накладных: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Справка о подтверждающих документах была подписана директором ООО <данные изъяты> Панюшиным Ю.А.
Таким образом, по мнению административного органа, руководитель ООО <данные изъяты> допустил нарушение требований п.2 ч.2 ст.24 Закона РФ №173-ФЗ от 1012.2003г., п. 2.2 Положения №258-П, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления форм учета по валютным операциям.
Между тем данный вывод административного органа является ошибочным.
Частью 6 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объективной стороной данного состава правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Из оспариваемого постановления административного органа следует, что в вину руководителю ООО <данные изъяты> вменено нарушение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразившегося в неправильном указании в графе 1 справки о подтверждающих документах предусмотренной валютным законодательством даты.
По мнению административного органа, неправильное заполнение графы 1 справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности.
Между тем из материалов дела следует, что установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах руководителем ООО <данные изъяты> исполнена.
Исходя из содержания приложения №1 к Положению №258-П, регламентирующего порядок заполнения справки о подтверждающих документах, в справке о подтверждающих документах воспроизводятся сведения, содержащиеся в самих подтверждающих документах.
Обязанность проверки правильности оформления представляемых резидентом документов в обоснование проводимых валютных операций Положением №258-П возложена на уполномоченный банк.
Согласно п.2.10 Положения уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах, сведениям, содержащимся в подтверждающих документах, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки, установленного пунктами 2.8 и 2.9 Положения.
Пунктом 2.11, 2.12 Положения предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка, уполномоченным осуществлять от имени банка предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
К предоставленной Обществом в уполномоченный банк справке о подтверждающих документах также были приложены сами подтверждающие документы - международные товарно-транспортные накладные (СMR) – документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию РФ. Там же были указаны и даты получения товара Покупателем.
Банк, в соответствии с требованиями п.2.10 Положения № 258-П, должен был произвести проверку соответствия информации. При этом согласно пункту 2.14 Положения N 258-П Банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (документы, на основании которых заполнены справки) для их переоформления, в случаях, если:
представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением;
информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;
документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Как установлено судом, справка о подтверждающих документах, представленная Обществом в уполномоченный банк – филиал <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> в установленный законом срок, была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.
В данном случае каких-либо несоответствий сведений, содержащихся в справке о подтверждающих документов и самих подтверждающих документах, не выявлено. В графе 1 справки о подтверждающих документах в качестве дат оформления документов, подтверждающих факт поставки товаров, указаны именно те даты, которыми датированы сами международные товарно-транспортные накладные.
Замечаний к представленной руководителем ООО <данные изъяты> справке о подтверждающих документах у банка, как агента валютного контроля, не имелось. Справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы банком ПС в ООО <данные изъяты> не возвращались, другие документы также не запрашивались, а все документы были приняты как надлежаще оформленные.
Представленная заявителем справка о подтверждающих документах позволяла в полном объеме осуществить необходимый валютный контроль по совершенным ООО <данные изъяты> валютным операциям.
Ответственность в связи с невыполнением уполномоченным банком требований Положения от 01 июня 2004г. №258-П при принятии подтверждающих документов о проведении валютных операций не может быть возложена на руководителя ООО <данные изъяты>
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Между тем материалами дела подтверждается, что установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах руководителем ООО <данные изъяты> исполнена ДД.ММ.ГГГГ
Неправильное оформление (заполнение) графы 1 справки о подтверждающих документах, а именно ошибочное указание в справке о подтверждающих документах неверной даты оформления документа, подтверждающего ввоз товара, не может быть квалифицировано как нарушение установленного порядка представления форм учета по валютным операциям, а может расцениваться только как нарушение порядка составления (оформления, заполнения) указанной справки, в силу чего не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
В связи с этим у органа финансово-бюджетного надзора отсутствовали правовые основания для привлечения руководителя ООО <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы, приведенные представителем ТУ Росфиннадзора в Самарской области, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом кассационной инстанции.
Таким образом, в действиях общества, нарушившего порядок заполнения справки о подтверждающих документах, установленный в Приложении 1 к Положению №258-П "Порядок заполнения справки о подтверждающих документах", отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и, следовательно, состав административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно п.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При указанных обстоятельствах оснований полагать в действиях руководителя ООО <данные изъяты> Панюшина Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 04.10.2011г., решение Ленинского районного суда г.Самары от 17.11.2011г., вынесенные в отношении директора ООО <данные изъяты> Панюшина Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Панюшина Ю.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Панюшина Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Жалобу представителя директора ООО <данные изъяты> Панюшкина Ю.А. – Смородинова М.В. удовлетворить.
Судья: Э.Г. Штейн