Дело № 44у-63/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ суда надзорной инстанции г. Южно-Сахалинск 8 июля 2011 года Президиум Сахалинского областного суда в составе: председательствующего: Короля М.Н., членов президиума: Втулкина В.А., Никулина В.А., Жуковской З.В., Яненко Е.Ф., при секретаре Кирпиченко А.В. рассмотрел представленные материалы по надзорной жалобе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на постановление судьи Корсаковского городского суда Сахалинской области от 19 апреля 2011 года, которым: отказано в принятии к производству суда жалобы исполняющего обязанности министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области К.С.И. на постановление дознавателя ОД ОВД по г. Корсаков Ч.З.А. от 5 апреля 2011 года об отказе в возбуждении уголовного дела. В кассационном порядке постановление судьи не обжаловалось. В надзорной жалобе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области поставлен вопрос о пересмотре постановления судьи. Заслушав доклад судьи Сахалинского областного суда Яненко Е.Ф., мнение заместителя прокурора Сахалинской области Шмелева А.И., полагавшего надзорную жалобу подлежащей удовлетворению, президиум УСТАНОВИЛ: 29 марта 2011 года исполняющий обязанности главного лесничего Корсаковского лесничества Управления лесного и охотничьего хозяйства областного государственного учреждения «Сахалинские лесничества» Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Ч.А.В. обратился в Корсаковский ОВД с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Х.С.М., осуществившего незаконную порубку 8 деревьев породы берёза. По результатам проверки указанного заявления дознавателем ОД ОВД по г. Корсаков 4 апреля 2011 года вынесено постановление о возбуждении в отношении Х.С.М. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ. 5 апреля 2011 года заместителем Корсаковского городского прокурора вынесено постановление об отмене указанного постановления о возбуждении уголовного дела как незаконного и необоснованного по причине неверного расчёта ущерба, причинённого порубкой деревьев. 5 апреля 2011 года дознавателем ОД ОВД по г. Корсаков вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Х.С.М. в порядке ч.2 ст. 14 УК РФ. 14 апреля 2011 года Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обратилось в Корсаковский городской суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ на постановление дознавателя ОД ОВД по г. Корсаков от 5 апреля 2011 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Х.С.Н. Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 19 апреля 2011 года в принятии к производству суда названной жалобы отказано по следующим мотивам: исполняющий обязанности руководителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не является участником уголовного судопроизводства и не может быть субъектом обжалования; заявителем не указано, какие конституционные права были нарушены оспариваемым постановлением; содержащаяся в жалобе просьба об отмене постановления дознавателя не соответствует требованиям ст. 125 УПК РФ. В кассационном порядке постановление судьи не обжаловалось. В надзорной жалобе Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ставит вопрос о проверке законности и обоснованности постановления судьи, указывая следующее: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 5 апреля 2011 года вынесено на основании датированного тем же числом постановления заместителя Корсаковского городского прокурора С.В.С. об отмене незаконного (необоснованного) постановления о возбуждении уголовного дела; однако прокуратурой при проверке материалов уголовного дела, возбужденного в отношении Х.С.М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, были неверно применены Таксы для исчисления размера ущерба, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 года № 273, в результате чего сумма ущерба необоснованно уменьшена с 5679 рублей до 2928 рублей; кроме того, расчет был произведён без привлечения специалиста либо эксперта; уголовное дело в отношении Х.С.М. было возбуждено по заявлению исполняющего обязанности главного лесничего Корсаковского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества» Ч.А.В., подведомственного Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, а согласно п. 1.6 Положения о Министерстве, последнее осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подведомственные учреждения во взаимодействии с федеральными, территориальными, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами. Изучив представленные материалы, проверив доводы надзорной жалобы, президиум находит постановление подлежащим отмене в связи с допущенным судом первой инстанции нарушением уголовно-процессуального закона. В соответствии с ч.4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Постановление судьи Корсаковского городского суда от 19 апреля 2011 года об отказе в принятии к производству суда жалобы Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области названным требованиям закона не соответствует. Указывая, что исполняющий обязанности руководителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не является участником уголовного судопроизводства, а потому не является субъектом обжалования постановления дознавателя, судья не учёл следующее. В соответствии с п.п. «в», «д», «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по государственному лесному контролю и надзору, который в соответствии с ч.1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется путём охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства. В соответствии с п.п. 3 и 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утверждённого постановлением Правительства РФ №394 от 22 июня 2007 года (в редакции постановления Правительства РФ №183 от 25 марта 2010 года и №50 от 4 февраля 2011 года) государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением указанных в абзацах 2 и 3 п. 4 указанного Положения. Согласно п.п. 1.3, 1.4, 2.1 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области №474 от 4 октября 2010 года названное Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений; Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим государственный лесной контроль и надзор; к числу задач Министерства относятся организация и осуществление оперативной работы по охране лесов от незаконных порубок. В связи с возложением на Министерство лесного и охотничьего хозяйства обязанности по организации и осуществлению оперативной работы по охране лесов от незаконных порубок, названное Министерство наделено правом обжалования в суд решения дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела о незаконной порубке лесных насаждений, а вывод судьи первой инстанции об обратном не основан на законе. Обоснование судом первой инстанции отказа в принятии к производству суда жалобы Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области тем, что заявителем не указано, какие конституционные права заявителя были нарушены постановлением дознавателя, не основано на положениях ч.1 ст. 125 УПК РФ, предусматривающих постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве безусловного предмета обжалования. Сам по себе факт просьбы заявителя в поданной в Корсаковский городской суд жалобе об отмене постановления дознавателя не лишал суд возможности вынесения по итогам рассмотрения жалобы решения, предусмотренного ч.5 ст. 125 УПК РФ. В связи с тем, что оспариваемое постановление судьи Корсаковского городского суда вынесено с нарушением требований УПК РФ, президиум на основании п.3 ч.2 ст. 409 УПК РФ отменяет указанное постановление с направлением жалобы Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на постановление дознавателя ОД ОВД по г. Корсаков Сахалинской области от 5 апреля 2011 года об отказе в возбуждении уголовного дела на новое судебное рассмотрение со стадии решения вопроса о принятии жалобы к производству суда. В связи с направлением жалобы на новое судебное рассмотрение, президиум в соответствии с ч.7 ст. 410 УПК РФ не предрешает выводы суда по доводам Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о необоснованности оспариваемого постановления дознавателя; данные доводы подлежат проверке судом первой инстанции при новом рассмотрении жалобы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.407, 408 УПК РФ, президиум ПОСТАНОВИЛ: надзорную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области удовлетворить. Постановление судьи Корсаковского городского суда Сахалинской области от 19 апреля 2011 года отменить. Жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение со стадии решения вопроса о принятии жалобы к производству суда. Председательствующий: М.Н. Король Копия верна. Председательствующий: М.Н. Король