по жалобе осужденного Константинова Г.В.



Судья Гракович А.С.

Докладчик Проскурякова А.П. Дело № 22-2076

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск 20 октября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Исаева М.Н.,

судей – Проскуряковой А.П., Тищенко А.Н.,

с участием:

прокурора – Кукушкиной Н.И.,

осужденного - Константинова Г.В.,

адвоката - Дорофеева А.В.,

при секретаре - Неволиной С.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 20 октября 2010 года дело по кассационным жалобам осужденного Константинова Г.В. на приговор Южно-Сахалинского городского суда от 6 августа 2010 года, которым

КОНСТАНТИНОВ Г.В., персональные данные обезличены,

осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы; ч.3 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1УК РФ к 6 годам лишения свободы; ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы.

На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Константинову Г.В. определено 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Проскуряковой А.П., пояснения осужденного Константинова Г.В. и мнение адвоката Дорофеева А.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Кукушкиной Н.И., просившей оставить приговор без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Константинов Г.В. признан виновным и осужден за два покушения на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, а также за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере.

В кассационной жалобе и в дополнениях к ней осужденный Константинов Г.В. пишет, что с приговором не согласен, так как полагает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом.

По его мнению, обвинение не представило доказательств того, что он хранил курительные смеси именно в целях сбыта. В то же время, осужденный пишет, что к нему обратился постоянный клиент магазина, который просил помощь в приобретении для него курительных смесей, после чего он (Константинов) оказал ему такую помощь, изъяв курительные смеси в магазине, где работал продавцом, в счет невыплаченной ему заработной платы, при этом никаких иных целей не преследовал.

По мнению осужденного, закупка лицом наркотических средств не по личной инициативе, а по просьбе сотрудников правоохранительных органов, является провокацией и обвинение, построенное на данных обстоятельствах, не допустимо. Поэтому он просит приговор отменить, а уголовное дело направить на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора.

Из протокола судебного заседания видно, что все обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, все доказательства, представленные как стороной обвинения, так и стороной защиты, тщательно проверены, проанализированы и оценены судом в соответствии со ст.88 УПК РФ. Поэтому судебная коллегия признает несостоятельными доводы осужденного о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, судебное заседание было проведено с обвинительным уклоном, и суд принял во внимание лишь доводы стороны обвинения.

Совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств судом было установлено, что Константинов Г.В., работая продавцом ароматических смесей, используемых для курения, в магазине название обезличеноназвание обезличеноназвание обезличено расположенном в адрес обезличен, достоверно зная, что с 22 января 2010 года в Российской Федерации будет запрещен оборот наркотических веществ, содержащихся в ароматических смесях для курения, в счет компенсации невыплаченной заработной платы в январе 2010 года изъял в указанном магазине ароматические смеси, используемые для курения общим весом 48,09 грамма, которые стал хранить в квартире, расположенной адрес обезличен

10-11 марта 2010 года Константинов встретил ФИО1., который ранее приобретал у Константинова курительные смеси и, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, Константинов с целью извлечения материальной выгоды, предложил ФИО1. купить используемые для курения ароматические смеси из расчета 1000 рублей за 1 грамм смеси.

16 марта 2010 года согласно ранее достигнутой договоренности Константинов Г.В. продал ФИО1 за 3000 рублей три бесцветных полимерных пакета с застежкой типа «салазка», в которых содержалось 2,39 граммов ароматических смесей, а именно в одном из пакетов 0,74 грамма смеси вещества растительного происхождения с синтетическими наркотическими средствами (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) и (1-Бутил-1H-индол-3-ил) (нафталин-1-ил) метанон (JWH-073), то есть наркотическое средство в особо крупном размере. В двух других пакетах содержалось 1,65 (0,74 + 0,91) грамма смеси вещества растительного происхождения с синтетическим наркотическим средством (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018), то есть наркотическое средство в особо крупном размере. После передачи наркотических средств Константинов и ФИО1. договорились о встрече на 18 марта 2010 года с целью продажи более крупной партии наркотических средств.

18 марта 2010 года согласно ранее достигнутой договоренности Константинов Г.В. продал ФИО1 за 9000 рублей пакет с находящимися в нем пятью пакетами, в которых содержалось 3,88 граммов ароматических смесей, а именно смесей вещества растительного происхождения с синтетическим наркотическим средством (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018), то есть наркотическое средство в особо крупном размере. Наркотические средства, полученные ФИО1 у Константинова Г.В. 16 и 18 марта 2010 года в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», было ФИО1 добровольно выдано сотрудникам УФСБ России по Сахалинской области.

Оставшуюся часть наркотического вещества Константинов Г.В. продолжал хранить, с целью сбыта, по месту своего проживания 41,82 грамма ароматических смесей для курения, а именно смеси растительного вещества и наркотического средства (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) общим весом 32,97 грамма, то есть наркотическое средство в особо крупном размере, а также смеси растительного вещества и наркотических средств (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) и (1-Бутил-1H-индол-3-ил) (нафталин-1-ил) метанон (JWH-073) общим весом 8,85 грамм, то есть наркотическое средство в особо крупном размере, однако по независящим от него обстоятельствам он не смог довести до конца преступные намерения, направленные на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору.

Об умысле Константинова Г.В. на сбыт наркотических средств свидетельствуют те обстоятельства, что в один день поступил спрос и заказ от потребителя на наркотические средства, наличие соответствующей договоренности с потребителем, количество приобретенных им наркотиков и значительная оставшаяся их часть, удобная для сбыта расфасовка, определенная стоимость. А все эти обстоятельства в совокупности свидетельствуют о направленности умысла осужденного на дальнейший сбыт наркотических средств, который он не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку его преступная деятельность была пресечена сотрудниками Управления ФСБ РФ по Сахалинской области.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, следовательно, суд правильно квалифицировал действия Константинова Г.В. по двум эпизодам по ч.3 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, в особо крупном размере, недоведенный до конца по независящим от него обстоятельствам.

По смыслу уголовного закона, в тех случаях, когда передача наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с ФЗ РФ от 12 августа 1919 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», что имело место по настоящему уголовному делу, содеянное следует квалифицировать, как покушение на сбыт наркотических средств, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота, а его сбыт происходит под контролем сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Константинов Г.В. оставшуюся часть наркотических средств продолжал хранить, с целью сбыта, по месту своего проживания 41,82 грамма ароматических смесей для курения, а именно смеси растительного вещества и наркотического средства (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) общим весом 32,97 грамма, то есть наркотическое средство в особо крупном размере, а также смеси растительного вещества и наркотических средств (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) и (1-Бутил-1H-индол-3-ил) (нафталин-1-ил) метанон (JWH-073) общим весом 8,85 грамм, то есть приготовил к сбыту наркотическое средство в особо крупном размере, однако по независящим от него обстоятельствам не смог довести до конца свои преступные намерения, направленные на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере.

Об умысле Константинова Г.В. на сбыт наркотических средств также свидетельствуют следующие обстоятельства:

- большая партия наркотических средств 41,82 грамма;

- расфасовка для удобства сбыта – 38 пакетиков из полимерного материала.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Константинова Г.В. были осознанными и направлены именно на сбыт наркотических средств. По смыслу уголовного закона под незаконным сбытом наркотических средств понимаются любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи лицу, которому они не принадлежат (продажу, дарение, дачу взаймы и т.д.). При этом ответственность лица за сбыт наркотических средств и веществ наступает независимо от их размера. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в действиях Константинова Г.В. (в части намерения сбыть наркотические средства 41,82 грамма ароматических смесей для курения, а именно смеси растительного вещества и наркотического средства (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) общим весом 32,97 грамма, то есть наркотическое средство в особо крупном размере, а также смеси растительного вещества и наркотических средств (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018) и (1-Бутил-1H-индол-3-ил) (нафталин-1-ил) метанон (JWH-073) общим весом 8,85 грамм, имеет место не оконченный состав преступления, а приготовление к сбыту наркотических средств в особо крупном размере. Следовательно, суд правильно квалифицировал эти действия Константинова Г.В. по ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, не доведенный до конца по независящим от него обстоятельствам.

Наказание осужденному Константинову Г.В. назначено в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ с учетом характера и высокой степени общественной опасности, совершенных им преступлений, относящихся к категории особо тяжких.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что осужденному суд назначил справедливое наказание в соответствии с уголовным законом, соразмерно содеянному, при этом в приговоре суд подробно обосновал свое решение.

Таким образом, судебная коллегия с выводами суда соглашается и находит приговор справедливым, законным и обоснованным.

Нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих безусловную отмену приговора, судом не допущено.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.377, ст.378, и ст.388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

приговор Южно-Сахалинского городского суда от 6 августа 2010 года в отношении Константинова Г.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Исаев М.Н.

Судьи: Проскурякова А.П.

Тищенко А.Н.

Копия верна: судья Проскурякова А.П.