Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 июля 2010 г. Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Никулина В.А. при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Сахалинской области № 27-ЗО от 2 апреля 2007 года «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» у с т а н о в и л: 15 марта 2007 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 27-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области», который официально опубликован в газете « Губернские ведомости» 6 апреля 2007 года (далее - Закон Сахалинской области). 8 июня 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о частичном признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного Закона Сахалинской области. В заявлении указано, что согласно пункту 14 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2010 года установлен запрет при отсутствии правил землепользования и застройки на предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статьей 1 Федерального закона № 351-ФЗ от 27 декабря 2009 года «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым указанный выше срок продлен 1 января 2012 года. Частью 2 статьи 43 Закона Сахалинской области предусматривается, что при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с 1 января 2010 года не осуществляется. Статьей 2 Федерального закона № 351- ФЗ от 27 декабря 2009 года внесены изменения в Федеральный закон № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ), согласно которому часть 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускающая принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, вводится в действие с 1 января 2012 года. В части 2 статьи 40 Закона Сахалинской области такой запрет установлен с 1 января 2010 года. Статьей 41 Закона Сахалинской области разрешено осуществлять подготовку документации по планировке территории, как при наличии документов территориального планирования, так и при их отсутствии, только до 1 января 2008 года, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года запрет на подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, предусмотренных частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вводится в действие с 1 января 2012 года. В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Сахалинской области при отсутствии правил землепользования и застройки выдача разрешений на строительство, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, запрещена с 1 января 2010 года. Частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ ( в редакции 27 декабря 2009 года) установлен запрет на выдачу выше указанных разрешений с 1 января 2012 года. Часть 3 статьи 43 Закона Сахалинской области, устанавливающая принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии правил землепользования и застройки главами местных администраций с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в порядке, установленном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3- 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, противоречит подпункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2007 года), который устанавливает срок для одноименного принятия решений до 1 января 2012 года. Часть 3 статьи 43 Закона Сахалинской области предоставляет право главам местных администраций принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования во всех без исключения случаях. Однако, пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года (в редакции от 27 декабря 2009 года) при осуществлении главами местных администраций подобного рода действий установлены ограничения в виде исключения случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона. В судебном заседании представитель прокурор ФИО3 поддержала заявление. Представитель Сахалинской областной Думы ФИО4 возражала против заявления, считая, что оспариваемые положения Закона Сахалинской области редакционно воспроизводят федеральное законодательство, поэтому не имеют самостоятельного регулятивного значения. Представитель Правительства Сахалинской области в судебное заседание не явился. Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителя Сахалинской областной Думы суд находит заявление, подлежащим удовлетворению. Сторонами не оспариваются полномочия и соблюдение порядка принятия Сахалинской областной Думой оспариваемого закона Сахалинской области. Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, частей 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Из содержания оспариваемых части 2 статьи 40, статьи 41, частей 1, 2 и 3 статьи 43 Закона Сахалинской области видно, что установленные в них сроки запретов для предоставления земельных участков (с 1 января 2010 года), принятия решений о резервировании земель, изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, о переводе земель из одной категории в другую (с 1 января 2010 года), о подготовке документов по планировке территории (до 1 января 2008 года), о выдаче разрешений на строительство (с 1 января 2010 года), о принятии решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования противоречат установленным срокам для запрета одноименных действий, указанных в пункте 14 статьи 3 Федерального закона № 137- ФЗ от 25 октября 2001 года (редакции от 27 декабря 2009 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в части 4 статьи 9 и части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской, в части 1 статьи 3 и в подпункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191 - ФЗ от 29 декабря 2004 года « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 27 декабря 2009 года), в которых установлены запреты на совершение тех или иных действий с 1 января 2012 года. Наряду с этим, часть 3 статьи 43 Закона Сахалинской области, предоставляя право главам местных администраций принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования в неограниченных случаях, противоречит пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции 27 декабря 2009 года), в соответствии с которым решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и статьей 4.1 настоящего Федерального закона. Далее в этой норме закона содержатся предписания относительно принятия решения главой местной администрации об изменении вида использования земельного участка, изменении вида использования объекта капитального строительства на другой вид такого использования без проведения публичных слушаний. Однако часть 3 статьи 43 Закона Сахалинской области не приведена в соответствие с перечисленными условиями федерального закона о принятии решений главами местных администраций об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид разрешенного использования, в связи с чем указанная норма противоречит федеральному закону. Поскольку в указанной выше части Закон Сахалинской области противоречат федеральным законам, постольку в оспариваемой части он подлежит признанию недействующим. Доводы представителя Сахалинской областной Думы о том, что оспариваемые положения Закона Сахалинской области лишь только воспроизводят текст федеральных законов, а поэтому не имеют самостоятельного регулятивного значения, нельзя признать правильными. После того, как федеральными законами были предусмотрены более поздние сроки ввода в действие запретительных мер для совершения тех или иных действий по осуществлению градостроительных мероприятий субъектами градостроительной деятельности, прежние сроки ограничения градостроительных мероприятий, содержащиеся в Законе Сахалинской области, приобрели самостоятельный характер регулирования совершения или несовершения субъектами градостроительной деятельности тех или иных действий, закрепленных в указанных нормах закона. Следовательно, запретительные сроки совершения действий в сфере градостроения в Законе Сахалинской области для субъектов этих правоотношений носят характер неосновательных ограничений по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим сходные правоотношения. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу следующие нормы Закона Сахалинской области № 27-ЗО от 2 апреля 2007 года «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области»: часть 2 статьи 40 в части, устанавливающей с 1 января 2010 года запрет на принятие органами государственной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категорию в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаем, предусмотренных федеральными законами; статью 41 в части, устанавливающей срок подготовки документации по планировке территории как при наличии документов территориального планирования, так и при их отсутствии до 1 января 2008 года; часть 1 статьи 43 в части, устанавливающей с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки запрет на выдачу разрешений на строительство, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях; часть 2 статьи 43 в части, устанавливающей с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки запрет на предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; часть 3 статьи 43. Взыскать с Сахалинской областной Думы государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Город Южно- Сахалинск» государственную пошлину в размере 3000 рублей. Сообщение о вступлении решения в законную силу опубликовать в газете «Губернские ведомости». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сахалинский областной суд. Решение в окончательной форме постановлено 14 июля 2010 года. Судья Никулин В.А.