заявление прокурора о признании пункта 7 распоряжения администрации Сах. области от 12 апреля 2007 года № 226-ра удовлетворено



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 7 распоряжения администрации Сахалинской области от 12 апреля 2007 года № 226-ра «О создании государственного учреждения «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Сахалинской области издано распоряжение № 226-ра «О создании государственного учреждения «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанное распоряжение опубликовано в газете «Губернские ведомости» от 18 апреля 2007 года № 69 (2796) и от 25 апреля 2007 года № 74 (2801).

Пунктом 7 данного распоряжения на государственное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» возложены функции регионального центра государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

26 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании указанного пункта противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что из анализа полномочий регионального оператора государственного банка данных о детях, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществления контроля за его формированием и использованием» и функций государственного учреждения «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей», отраженных в его уставной деятельности, следует, что указанное учреждение осуществляет функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, тогда как такие функции могут быть возложены лишь на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым названное учреждение не является.

В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала заявление прокурора Сахалинской области по изложенным в нем основаниям.

Представитель Правительства Российской Федерации ФИО3 против удовлетворения заявления прокурора возразила. Указала на то, что выполнение функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время является полномочием вновь образованного Министерства образования Сахалинской области (ранее являлось полномочием Департамента образования Сахалинской области). В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные учреждения. Государственное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» создано в соответствии с приведенными нормами, на него возложены отдельные управленческие функции – функции регионального центра государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом, статусом регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обладает Министерство образования Сахалинской области с правом подписания документов, исходящих от регионального оператора государственного банка данных о детях. Таким образом, в рамках выполнения функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, государственное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» фактически выполняет техническую работу и оказывает услуги в целях обеспечения реализации Министерством образования полномочий регионального оператора. Министерство образования исполняет государственную функцию – использует информационные ресурсы в виде регионального банка данных о детях для исполнения государственно-властных полномочий и принятия управленческих решений.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя Правительства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Согласно статьям 1, 4, 10 Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей - это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;

региональный оператор государственного банка данных о детях - это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Частью 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семьи граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Из прямого указания перечисленных норм следует, что региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть только орган исполнительной власти субъекта.

В пунктах 10,11 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществления контроля за его формированием и использованием», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием» определены функции регионального оператора по ведению государственного банка данных о детях:

а) ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) ведет учет сведений об обратившихся гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;

в) знакомит граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, с порядком предоставления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, находящихся в государственном банке данных о детях, и с перечнем документированной информации о гражданине, основаниями и целями документирования этой информации и порядком ее использования;

г) рассматривает документы граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;

д) документирует информацию о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;

е) предоставляет сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, сведения о которых внесены в государственный банк данных о детях;

ж) выдает гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, направление на посещение выбранного ими ребенка, оставшегося без попечения родителей;

з) организует работу по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи;

и) предоставляет гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, информацию о соответствующих нормативных правовых актах, справочные материалы и консультируют их по вопросам устройства на воспитание в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Региональный оператор помимо функций, указанных в пункте 10 настоящих Правил, осуществляет совместно с органами опеки и попечительства соответствующего субъекта Российской Федерации координацию работы по организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также иные функции, связанные с формированием и использованием регионального банка данных о детях.

Таким образом, региональный оператор осуществляет комплекс мер по формированию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, его ведению и использованию.

Согласно частям 1 и 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов государственной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 24 Устава Сахалинской области (в редакции Закона Сахалинской области от 14 октября 2005 года № 67-ЗО, действующей на момент принятия распоряжения № 226-ра) предусмотрено, что в Сахалинской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с администрацией Сахалинской области, возглавляемой руководителем администрации Сахалинской области – губернатором Сахалинской области.

Согласно статьям 31, пункту 6 части 2 статьи 32 Устава Сахалинской области в этой же редакции структура, статус и полномочия областных и территориальных органов исполнительной власти Сахалинской области определяются губернатором Сахалинской области в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Сахалинской области и законами Сахалинской области.

Администрация Сахалинской области в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области формирует областные и территориальные органы исполнительной власти Сахалинской области.

Положениями о Департаменте образования Сахалинской области, утвержденными постановлениями администрации Сахалинской области от 17 марта 2003 года № 53-па и от 11 марта 2005 года № 38-па закреплено, что органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим политику в области образования, является Департамент образования Сахалинской области.

Во исполнение положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием» постановлением администрации Сахалинской области от 31 декабря 2003 года № 219-па с 01 января 2004 года при департаменте образования Сахалинской области был создан региональный центр государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утверждена структура и положение о нем, согласно которому указанный центр выполнял функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением администрации Сахалинской области от 12 апреля 2007 года № 226-ра создано государственное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей», на которое пунктом 7 возложены функции регионального центра государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а соответственно, и функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

При этом, принятым впоследствии постановлением администрации Сахалинской области от 11 января 2008 года № 6-па «Об утверждении положения о Департаменте образования Сахалинской области» закреплено, что Департамент образования Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим управление в сфере образования. Пунктом 3.1 названного Положения на него возложено выполнение функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В связи с внесенными Законом Сахалинской области от 26 октября 2009 года № 87-ЗО изменениями в Устав Сахалинской области и соответственно систему органов исполнительной власти Сахалинской области, которую с 01 января 20010 года составляет высший исполнительный орган государственной власти Сахалинской области – Правительство Сахалинской области и органы исполнительной власти Сахалинской области, в том числе, министерства Сахалинской области, пунктом 4 постановления губернатора Сахалинской области от 10 ноября 2009 года № 26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» Департамент образования Сахалинской области переименован в Министерство образования Сахалинской области.

Согласно пунктам 1.1 и 3.7.3 Положения о Министерстве образования Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 17 декабря 2009 года № 527, Министерство образования Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим управление в сфере образования.

Министерство выполняет функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения Департамент образования Сахалинской области, а в настоящее время Министерство образования Сахалинской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, с момента создания государственного учреждения «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» и по настоящее время функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляет указанное государственное учреждение, что следует из его уставной деятельности. Осуществление названным учреждением возложенных на него функций свидетельствует о передаче ему полномочий органа исполнительной власти в указанной сфере.

Однако поскольку государственное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» не является органом исполнительной власти, который в установленных законом случаях организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и законодательством не предусмотрена передача полномочий органа исполнительной власти учреждению, возложение на него функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, противоречит требованиям федерального законодательства.

Указание представителя Правительства Сахалинской области со ссылкой на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 3 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на возможность создания органом государственной власти субъекта Российской Федерации государственных учреждений для осуществления определенных управленческих функций указанный вывод не опровергает, поскольку среди полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона, в целях осуществления которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные учреждения, функции регионального оператора государственного банка данных о детях отсутствуют. К организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству указанные функции не относятся. Возложение на государственное учреждение функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в целом, что следует из оспариваемой прокурором нормы, об исполнении им определенных управленческих функций в этой области не свидетельствует.

В этой связи фактическое обладание Министерства образования Сахалинской области статусом регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и подписание Министром образования области документов, исходящих от оператора, при выполнении функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, государственным учреждением, о соответствии оспариваемой нормы требованиям законодательства, не свидетельствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 7 распоряжения администрации Сахалинской области от 12 апреля 2007 года № 226-ра «О создании государственного учреждения «Центр семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

На решение суда может быть подана жалоба и принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова