пункт 8 статьи 1 Закона Сахалинской области № 37-ЗО `О розничных рынках в Сахалинской области` признан противоречащим федеральному законодательству



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2010 г.

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никулина В.А.

при секретаре Бердовой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8 статьи Закона Сахалинской области № 37-ЗО от 7 мая 2007 года «О розничных рынках в Сахалинской области»

у с т а н о в и л:

3 мая 2007 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 37-ЗО «О розничных рынках в Сахалинской области», который официально опубликован в газете « Губернские ведомости» 8 мая 2007 года (далее - Закон Сахалинской области).

17 июня 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8 статьи 1 указанного Закона Сахалинской области.

В заявлении указано, пунктом 8 статьи 1 Закона Сахалинской области администрации Сахалинской области предоставлены полномочия по утверждению упрощенного порядка предоставления торговых мест на универсальном рынке, который противоречит требованиям пункта 1.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года « О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», не предусматривающей предоставления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по утверждению упрощенного порядка предоставления торговых мест на универсальном рынке и части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года « О защите конкуренции» запрещающей принимать акты или осуществлять действия (бездействие) по необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами.

В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала заявление.

Представитель Сахалинской областной Думы ФИО4 и представитель Правительства Сахалинской области ФИО3 возражали против заявления, считая, что оспариваемый пункт 8 статьи 1 Закона Сахалинской области не нарушает прав субъектов пользования универсальным рынком.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей Сахалинской областной Думы и Правительства Сахалинской области суд находит заявление, подлежащим удовлетворению.

В деле не оспаривается порядок принятия Закона Сахалинской области и компетенция представительного органа по принятию Закона.

Согласно пункту «б» части 1 статьи 72, частей 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина.

По предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно пункту 8 статьи 1 Закона Сахалинской области № 37-ЗО от 7 мая 2007 года администрация Сахалинской области утверждает упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке.

Между тем, указанная норма закона Сахалинской области противоречит требованиям Федерального закона № 271-ФЗ « О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской» (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 271 -ФЗ в Российской Федерации предусмотрены четыре вида розничных рынков: универсальный, специализированный, сельскохозяйственный, сельскохозяйственный кооперативный.

Размещение и порядок предоставления торговых мест на розничных рынках осуществляются в порядке статьи 15 Федерального закона № 271-ФЗ.

Из содержания статьи 15 названного Федерального закона следует, что предоставление торговых мест на розничном рынке может осуществляться в обычном и упрощенном порядке как юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законом порядке, так и гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 и части 6 статьи 15 Федерального закона № 271 -ФЗ при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке.

По смыслу приведенных норм закона в упрощенном порядке могут предоставляться торговые места на универсальном рынке не всем лицам, а только гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.

Из редакции пункта 8 статьи 1 Закона Сахалинской области следует, что администрации Сахалинской области предоставлено право утверждать упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке без ограничения круга лиц, которым в упрощенном порядке могут предоставляться торговые места на универсальном рынке в Сахалинской области.

Таким образом, по сравнению с федеральным законодательством Закон Сахалинской области наделил администрацию Сахалинской области более широкими полномочиями в сфере организации розничных рынков, чем допускает федеральный закон.

Это обстоятельство подтверждается пунктом 9 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках в Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области 8 мая 2007 года № 86-па, принятого в развитие механизма реализации пункта 8 статьи 1 Закона Сахалинской области, согласно которому торговые места на универсальном рынке предоставляются товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции в упрощенном порядке без относительно статуса лица, обратившегося за предоставлением торгового места.

При таком положении, когда оспариваемая норма Закона Сахалинской области противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, эта норма Закона Сахалинской области подлежит признанию недействующей в той мере, в какой предоставляет право администрации Сахалинской области утверждать порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как видно из заявления прокурора, в нем ставится вопрос о признании пункта 8 статьи 1 Закона Сахалинской области в полном объеме. Однако по смыслу указанной нормы закона Сахалинской области администрации Сахалинской области предоставлено право утверждать упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке, в том числе гражданам, перечисленным в пункте 1.1 части 1 и части 6 Федерального закона № 271-ФЗ. Следовательно, заявление прокурора в полном объеме не может быть удовлетворено.

Суд считает необходимым признать оспариваемую норму Закона Сахалинской области недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 8 части 1 Закона Сахалинской области № 37-ЗО от 7 мая 2007 года «О розничных рынках в Сахалинской области» в той части, в которой

наделяет полномочием администрацию Сахалинской области утверждать упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В остальной части в удовлетворении заявления заместителю прокурора Сахалинской области отказать.

Взыскать с Сахалинской областной Думы государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Город Южно- Сахалинск» государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Сообщение о вступлении решения в законную силу опубликовать в газете «Губернские ведомости».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сахалинский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 16 июля 2010 года.

Судья Никулин В.А.