Дело № 3 - 32/2009 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 октября 2009 года город Южно-Сахалинск Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Пискуновой Н.В., при секретаре Рябошапко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 03 июня 2009 года № 8-т «Об установлении предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Эффект» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», У С Т А Н О В И Л: 03 июня 2009 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ № 8-т «Об установлении предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Эффект» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», который опубликован в газете «Губернские ведомости» от 06 июня 2009 года № 101 (3308). Пунктом 1 названного приказа установлена предельная максимальная розничная цена на уголь, реализуемый названным обществом гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. 14 сентября 2009 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании указанного приказа противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал на то, что приказ № 8-т противоречит пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку им установлены предельные максимальные розничные цены на уголь для граждан, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, не в отношении этого вида продукции, а в отношении конкретного хозяйствующего субъекта - общества с ограниченной ответственностью «Эффект», осуществляющего деятельность по его реализации, что не отвечает принципу государственного регулирования цен (тарифов) и устраняет конкуренцию. В судебном заседании прокурор Жуковская Е.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям. Представитель администрации Сахалинской области Подшивалов А.В. против удовлетворения заявления прокурора области возразил. Не согласился с указанием прокурора в заявлении на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусматривает установление единых предельных розничных цен на реализуемый уголь, поскольку, по его мнению, оно допускает осуществление регулирования тарифов в отношении конкретных хозяйствующих субъектов. Указал на то, что издав оспариваемый приказ, региональная комиссия лишь исполнила требования Постановления Правительства № 239, выполняющего роль закона, и ограничивающего конкуренцию в части невозможности применения участниками отношений иных, нежели устанавливаемые государственными органами, цен. Выраженная же в оспариваемом постановлении ценовая политика субъекта Российской Федерации в сфере снабжения потребителей топливом связана с необходимостью возмещения продавцу экономически обоснованных расходов и осуществлена в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, который ввиду отсутствия федерального законодательства, регулирующего вопросы ценообразования в отношении топлива, не лишен возможности их определить самостоятельно. Не согласился с указанием прокурора на то, что правовое регулирование, закрепленное в оспариваемом приказе, устраняет конкуренцию. Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя региональной энергетической комиссии Сахалинской области, суд приходит к следующему. Согласно пункту «е» части 1 статьи 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Вопросы установления правовых основ единства рынка в силу пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. При этом, в статье 8 Конституции Российской Федерации установлена гарантия экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В силу пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации товары свободно перемещаются на территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключение предусмотренных федеральными законами. В частности, запрещается введение ограничений в отношении отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров. Таким образом, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации не могут вводить перечисленные в указанной норме ограничения. В настоящее время Федеральный закон по вопросам ценовой политики не принят, регулирование в указанной отрасли осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 с одноименным названием. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому перечню органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Таким образом, право государственного регулирования цен (тарифов) на топливо твердое и топливо печное бытовое, реализуемые перечисленным в постановлении Правительства Российской Федерации субъектам, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1.1 и 3.11 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 144-па, региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является областным органом исполнительной власти Сахалинской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, теплоэнергетике, в сфере регулирования цен (тарифов, надбавок) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, осуществляющим государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий. Установление цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, отнесено к полномочиям региональной энергетической комиссии. Вместе с тем, право региональной энергетической комиссии Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на топливо твердое и топливо печное бытовое не является абсолютным. Как следует из названия и смысла постановления Правительства от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» его целью является упорядочивание регулирования розничных цен на товары народного потребления, включая твердое топливо. В пункте 7 названного Постановления дано понятие государственного регулирования цен (тарифов) как установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Таким образом, государственное регулирование цен (тарифов) предусматривает установление уровня розничных цен на определенный вид продукции, товаров и услуг при использовании одного из перечисленных методов их регулирования (фиксированные, предельные цены и др). В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В этой связи при установлении розничных цен на уголь региональная энергетическая комиссия Сахалинской области должна руководствоваться положениями приведенного пункта Постановления Правительства Российской Федерации. Устанавливая предельную максимальную розничную цену на уголь, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Эффект» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, региональная энергетическая комиссия Сахалинской области установила не уровень розничных цен на этот вид топлива, а определила затраты конкретного хозяйствующего субъекта на его реализацию в возмещение подтвержденных им расходов и получения прибыли, что принципу государственного регулирования цен не отвечает. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Из указанной нормы следует, что условия обращения товаров, не исключая государственное регулирование цен (тарифов) на топливо, на соответствующем товарном рынке должны быть общими. В пункте 17 названной статьи закона определены признаки ограничения конкуренции, которыми является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнениями ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Установление предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый конкретным юридическим лицом, заведомо устраняет конкуренцию, поскольку допускает установление разных розничных цен для организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности, ограничивает число хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществлять деятельность по реализации угля на территории муниципального образования городской округ» Корсаковский район», создает возможность обществу с ограниченной ответственностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на обозначенной товарном рынке, обременяет граждан, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, расходами этого общества. При таких обстоятельствах приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 03 июня 2009 года № 8-т «Об установлении предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Эффект» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Указание представителя региональной энергетической комиссии Сахалинской области на равный доступ хозяйствующих субъектов к установлению уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации цены на топливо об установлении общих условий обращения этого товара на соответствующем товарном рынке не свидетельствует. Ссылка представителя на постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» и от 29 декабря 2007 года № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» в подтверждение обоснованности установления тарифов в отношении конкретных хозяйствующих субъектов является несостоятельной, поскольку обозначенные в указанных постановлениях правоотношения касаются основ ценообразования и правил государственного регулирования субъектов естественных монополий, то есть правоотношений, которые к иным сферам деятельности не применяются. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 03 июня 2009 года № 8-т «Об установлении предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Эффект» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Возложить обязанность на редакцию газеты «Губернские ведомости» по опубликованию сообщения о настоящем решении суда после вступления его в законную силу в ближайшем выпуске газеты. Взыскать с региональной энергетической комиссии Сахалинской области государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 2 000 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения через Сахалинский областной суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 16 октября 2009 года. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова