По избирательной комиссии



Дело <... ...>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Адрес обезличен

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Пискуновой Н.В.,

при секретаре - ФИО1,

с участием прокурора - Поповой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО4 и ФИО3 о признании постановления избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии» не соответствующим федеральному законодательству, нарушающим их избирательные права и не действующим с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Дата обезличена года избирательной комиссией Сахалинской области принято постановление <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии».

Указанным постановлением сформирована Южно-Курильская территориальная избирательная комиссия в количестве 7 человек с правом решающего голоса в следующем составе:

ФИО5, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...>, предложенная для назначения в состав комиссии собранием избирателей по месту жительства;

ФИО6, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...>, предложенная Сахалинский региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия»;

ФИО7, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...>, предложенная для назначения в состав комиссии территориальной избирательной комиссией предыдущего состава;

ФИО8, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...> предложенная для назначения в состав комиссии территориальной избирательной комиссией предыдущего состава;

ФИО9, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...>, предложенная Сахалинским региональным отделением политической партии «Либерально-Демократическая партия России»;

ФИО10, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...>, предложенная для назначения в состав комиссии Сахалинским региональным отделением Российской Демократической партии «Яблоко»;

ФИО11, Дата обезличена рождения, образование <... ...>, <... ...> предложенный для назначения в состав комиссии собранием избирателей по месту работы.

Дата обезличена года ФИО4 обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании постановления избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии» не соответствующим федеральному законодательству, нарушающим его избирательные права и не действующим с момента принятия. С аналогичным заявлением в суд обратилась ФИО3.

В обоснование требований заявители указали, что на Дата обезличена года в муниципальном образовании «Южно-Курильский городской округ» назначены выборы в органы местного самоуправления, которые организует Южно-Курильская территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии». В нарушение пункта 5 статьи 22 Закона Сахалинской области от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» названная территориальная избирательная комиссия более чем на одну вторую от общего числа ее членов состоит из муниципальных и гражданских служащих. Организацией муниципальных выборов незаконным составом избирательной комиссии, по указанию заявителей, нарушается их активное избирательное право.

Определением судьи Сахалинского областного суда от Дата обезличена года указанные дела объединены в одно производство.

В судебное заседание заявители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей ФИО12 поддержал заявления по изложенным в нем основаниям, однако просил признать указанное постановление недействующим не с момента его принятия, а с Дата обезличена года, с момента окончательного формирования Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии.

Представитель избирательной комиссии Сахалинской области ФИО13 против удовлетворения заявлений ФИО4 и ФИО3 возразила. Указала, что в составе Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии имеются только 2 муниципальных служащих - ФИО16 - <... ...> и ФИО19 - <... ...> что не превышает одной второй от численного состава членов Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Изучив материалы дела, проверив доводы заявлений, выслушав представителя заявителей ФИО12, представителя избирательной комиссии Сахалинской области ФИО13, заключение прокурора Поповой Н.Н. об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Пунктами 1, 2 статьи 22 и пункта 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий.

В соответствии с приведенными нормами формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, других политических партий и общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Согласно пункту 5 статьи 22 названного Закона государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

В процессе рассмотрения данного дела установлено, что с момента принятия оспариваемого постановления в составе Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии произошли изменения.

В настоящее время Южно-Курильская территориальная избирательная комиссия действует в следующем составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса:

ФИО5, Дата обезличена рождения, <... ...>, назначена в состав избирательной комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению собрания избирателей по месту жительства;

ФИО7, Дата обезличена рождения, <... ...>, назначена в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению территориальной избирательной комиссией предыдущего состава;

ФИО16, Дата обезличена рождения, <... ...> муниципальный служащий, назначена в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению собрания избирателей по месту работы;

ФИО18, Дата обезличена рождения, <... ...>, назначена в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению избирателей по месту работы;

ФИО19, Дата обезличена рождения, <... ...>, муниципальная служащая, назначена в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению собрания избирателей по месту работы;

ФИО20, Дата обезличена рождения, <... ...> назначен в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению собрания избирателей по месту работы;

ФИО21, Дата обезличена рождения, <... ...> назначена в состав комиссии постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> по предложению Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Таким образом, количество членов Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса составило 7 человек.

Следовательно, для соблюдения положений пункта 5 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо, чтобы в составе Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии количество государственных и муниципальных служащих было не более 3-х человек.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации урегулированы в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 названного закона государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы в Федеральном законе от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2 данного Закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Следовательно, государственный и муниципальный служащий может занимать должность исключительно в органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Поскольку <... ...> и <... ...> к таким органам не относятся, должности членов Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии ФИО20 <... ...> и ФИО18 <... ...> к должностям государственных или муниципальных служащих отнесены быть не могут.

В соответствии со статьей 8, частями 1,2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574, реестр должностей государственной гражданской службы Сахалинской области - Законом Сахалинской области от 22 июля 2007 года № 12-ЗО «Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области».

Анализ положений приведенных нормативных актов показывает, что должности <... ...> ФИО21 и <... ...> ФИО25 к должностям государственной гражданской службы не отнесены.

В частях 1 и 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 06 июля 2008 года № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области», разработанного в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», дано понятие реестра должностей муниципальной службы в Сахалинской области и порядок установления должностей муниципальной службы.

В соответствии с приведенными нормами реестр должностей муниципальной службы в Сахалинской области - это перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Сахалинской области.

В силу положений подраздела 1 раздела 2 Реестра должностей муниципальной службы в Сахалинской области «Должности муниципальной службы в администрации муниципального района (городского округа). Главные должности муниципальной службы»; подраздела 1 раздела 4 «Должности муниципальной службы в иных исполнительно-распорядительных органах муниципального района (городского округа)» должность начальника отдела относится к главным должностям муниципальной службы, к ведущим должностям муниципальной службы - ведущий специалист 1,2,3 разряда.

Поскольку ФИО16 занимает должность <... ...> без указания разряда, ее должность не может быть отнесена к должностям муниципальной службы.

Следовательно, муниципальным служащим является только ФИО19, чья должность <... ...> включена в реестр должностей муниципальной службы в Сахалинской области.

При таких обстоятельствах, учитывая, что количество муниципальных служащих в Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии не превышает одной второй от общего числа ее членов с правом решающего голоса, при формировании названной комиссии требования части 5 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не нарушены.

В этой связи оснований для удовлетворения заявлений ФИО4 и ФИО3 о признании постановления избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии» не соответствующим федеральному законодательству не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявлений ФИО4 и ФИО3 о признании постановления избирательной комиссии Сахалинской области от Дата обезличена года <... ...> «О формировании Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии» не соответствующим федеральному законодательству и не действующим отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его вынесения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова