По постановлению администрации Сах. обл. от 16.02.2009 № 44-па



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 июня 2009 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Пискуновой Н.В.,

при секретаре - Наймушиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу преамбулы постановления администрации Сахалинской области от 16 февраля 2009 года № 44-па «О создании областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года» в части слов «для осуществления координации и обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти», пунктов 1; 3 в части слов «обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области» Положения об областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденного указанным постановлением,

У С Т А Н О В И Л:

16 февраля 2009 года администрацией Сахалинской области принято постановление № 44-па «О создании областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года», действующее в редакции постановления администрации Сахалинской области от 10 апреля 2009 года № 135-па, которое опубликовано в газете «Губернские ведомости» от 18 марта 2009 года № 50-51 (3257-3258) и от 15 апреля 2009 года № 70 (3277).

Пунктом 1 названного постановления создана областная межведомственная комиссия по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области.

Пунктом 2 постановления утверждено Положение об областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.

Согласно преамбуле постановления «О создании областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года» комиссия создана в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7-р, распоряжением администрации Сахалинской области от 04 июня 2008 года № 370-ра «О проведении первоочередных подготовительных мероприятий к Всероссийской переписи населения 2010 года» для осуществления координации и обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, оперативного решения вопросов подготовки и проведения переписи населения на территории области.

В соответствии с пунктом 1 Положения о комиссии областная межведомственная комиссия по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года образована для координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области.

Согласно пункту 3 названного Положения основными задачами комиссии являются:

- обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области;

- оперативное решение вопросов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения 2010 года.

13 мая 2009 года прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу преамбулы постановления администрации Сахалинской области от 16 февраля 2009 года № 44-па «О создании областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года» в части слов «для осуществления координации и обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти», пунктов 1; 3 в части слов «обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области» Положения об областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденного указанным постановлением.

В обоснование заявления указал, что из анализа пунктов 2,3 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» следует, что полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и осуществлению Всероссийской переписи населения могут быть возложены только на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при проведении Всероссийской переписи населения предоставлен исчерпывающий перечень полномочий, в который не входит координация и обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи, возложив на областную межведомственную комиссию по проведению Всероссийской переписи населения полномочия по координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Сахалинской области, администрация Сахалинской области вышла за пределы полномочий, предоставленных ей пунктами 2,3 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

В судебном заседании прокурор Журавская Т.В. заявление прокурора области поддержала по изложенным в нем основаниям. Уточнила, что прокурором не оспаривается полномочие администрации Сахалинской области по созданию областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населению 2010 года. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «д1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации» и пунктом 3 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъект Российской Федерации может осуществлять полномочия по координации (организации взаимодействия) деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством. Поскольку в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и осуществлении Всероссийской переписи населения могут быть возложены только на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации, возложение на областную межведомственную комиссию по проведению Всероссийской переписи населения полномочий по координации, обеспечению согласованных действий территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления противоречит подпункту «д1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации», пункту 3 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановление Правительства № 725 и пункту 2 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

Представитель администрации Сахалинской области Швецов А.В. возразил против удовлетворения заявления прокурора. Указал на то, что в пункте 2 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» говорится о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, который не касается вопросов взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В указанной норме предусмотрен порядок создания специального органа по координации деятельности органов государственной власти на уровне Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, названный Федеральный закон не содержит порядка создания координирующего органа на уровне субъекта Российской Федерации для совместных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не предусматривает каких-либо ограничений по его созданию. Принятие решения о создании координирующего органа исходило из нормы, предусмотренной в подпункте «д1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в силу которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, Указа Президента Российской Федерации от 02 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и принятого в соответствии с ним Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 725. Издав оспариваемое постановление, администрация области не наделила себя полномочиями по координации обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам организации и осуществления переписи населения, такое полномочие возложено на межведомственную комиссию, созданную по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, которая не дублирует полномочия Государственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения. В этой связи полагал, что при принятии постановления администрацией области превышения полномочий не допущено.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя администрации Сахалинской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «р» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет находится в ведении Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предмету ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1, статье 2 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» Всероссийская перепись населения представляет сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.

Правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «д1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и федеральных министерств, федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственным этим министерствам. Правительству Российской Федерации поручено утвердить Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 725 такое Положение утверждено.

Согласно пункту 3 названного Положения координация деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе согласование принимаемых решений, осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К таким вопросам относится организация Всероссийской переписи населения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» в целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:

1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);

2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:

организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;

проведение переписи отдельных категорий населения;

обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;

3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации.

Из анализа приведенной нормы следует, что она предусматривает порядок создания специального органа по координации деятельности между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на уровне Российской Федерации.

Запрета на создание на уровне субъекта Российской Федерации органа для координации совместных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления названный Закон не содержит.

Указанное подтверждается пунктом 5 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предусмотрено, что в целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.

В этой связи с указанием прокурора на то, что полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть возложены только на специальный орган согласиться нельзя.

Учитывая, что в соответствии со статьей 25 Устава Сахалинской области губернатор Сахалинской области является высшим должностным лицом Сахалинской области и возглавляет администрацию Сахалинской области, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, поскольку создание координационного органа с участием представителей территориальных органов в целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов возложено на субъект, касается организации и функционирования деятельности координационного органа, образованного на представительской основе при администрации области для обеспечения согласованных действий всех уровней власти, оперативного решения вопросов подготовки и проведения переписи населения на территории Сахалинской области, превышения полномочий администрации Сахалинской области при издания постановления № 44-па не допущено.

То обстоятельство, что в перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении Всероссийской переписи населения не входит координация и обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, о чем в заявлении указывает прокурор, о невозможности предоставления таких полномочий межведомственной комиссии не свидетельствует, поскольку органом государственной власти субъекта Российской Федерации созданная оспариваемым постановлением областная межведомственная комиссия по проведению Всероссийской переписи населения не является.

При таких обстоятельствах создание областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2001 года для осуществления координации и обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления осуществлено в соответствии с подпунктом «д1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации» и пунктом 3 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъект Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 725 и пунктам 2,3 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» не противоречит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворения заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу преамбулы постановления администрации Сахалинской области от 16 февраля 2009 года № 44-па «О создании областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года» в части слов «для осуществления координации и обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти», пунктов 1; 3 в части слов «обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Сахалинской области» Положения об областной межведомственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденного указанным постановлением, прокурору Сахалинской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения через Сахалинский областной суд.

Мотивированное решение по делу изготовлено 15 июня 2009 года.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова