Дело <Номер обезличен> Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <Дата обезличена> года <Адрес обезличен> Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Пискуновой Н.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374- ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» подпункта «г» пункта 1 статьи 10, статьи 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», У С Т А Н О В И Л: 25 декабря 2002 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 393 «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», который подписан губернатором Сахалинской области 30 декабря 2002 года и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 10 января 2003 года N 4 (1656). Указанный Закона действует в редакции Законов Сахалинской области от 24 мая 2004 года N 506, от 01 января 2005 года N 73-ЗО, от 18 апреля 2006 года N 36-ЗО, от 28 декабря 2006 года N 128-ЗО, от 29 декабря 2006 года N 132-ЗО, от 22 февраля 2007 года N 10-ЗО, от 27 мая 2008 года N 39-ЗО, от 08 мая 2009 года № 36-ЗО, от 26 ноября 2009 года № 99-ЗО. Названный Закон устанавливает порядок регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области и направлен на защиту экономических интересов области, удовлетворение потребности населения в указанной продукции, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации), осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции. В соответствии со статей 3 данного Закона законодательство о регулировании розничной продажи алкогольной продукции состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области. Главой II названного Закона предусмотрен порядок лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 10 которого лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются организациям. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, наряду с иными документами, документы, подтверждающие оплату лицензионного сбора. Статьей 11 Закона Сахалинской области «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области» предусмотрены размеры и порядок уплаты лицензионных сборов. Так, пунктом 1 указанной статьи предусмотрены следующие размеры лицензионных сборов за выдачу лицензии: а) при расположении объектов торговли в городе Южно-Сахалинске - 50000 рублей (за исключением сел Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилого квартала Весточка); б) при расположении объектов торговли в городах Александровск-Сахалинский, Анива, Долинск, Корсаков, Курильск, Макаров, Невельск, Оха, Поронайск, Северо-Курильск, Томари, Углегорск, Холмск; поселках городского типа Вахрушев, Ноглики, Тымовское, Смирных, Южно-Курильск - 30000 рублей; в) при расположении объектов торговли в селах Горнозаводск, Шебунино, Бошняково, Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилом квартале Весточка, городе Шахтерске и иных населенных пунктах Сахалинской области - 10000 рублей. Пунктом 2 данной статьи предусмотрены лицензионные сборы за переоформление лицензии в следующих размерах: а) в случае реорганизации, изменения наименования организации, изменения места ее нахождения или мест нахождения объектов торговли, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случаях уменьшения количества объектов торговли, утраты лицензии - 1000 рублей; б) в случае увеличения количества объектов торговли - в размере, предусмотренном за выдачу лицензии. Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 11 оспариваемого Закона сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. Сборы за выдачу лицензий, продление срока действия лицензий и за переоформление лицензий зачисляются в областной бюджет. В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей. В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии в установленном порядке уплаченная сумма сбора за выдачу лицензии возврату не подлежит. При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается. <Дата обезличена> года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374- ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» подпункта «г» пункта 1 статьи 10, статьи 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области». В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона оспариваемые положения Закона Сахалинской области «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Налоговому кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям. Представитель губернатора Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась. Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя губернатора Сахалинской области, суд приходит к следующему. Согласно пункту «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации. В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции. В силу пункта 10 статьи 18 названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: «за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона № 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в соответствии со статьей 28 вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года. Таким образом, с этой даты подпункт «г» пункта 1 статьи 10 и статья 11 Закона Сахалинской области «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374 - ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» подпункт «г» пункта 1 статьи 10, статью 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 «О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области». На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова