Дело № 3 - 12/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 апреля 2010 года город Южно-Сахалинск Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Пискуновой Н.В., при секретаре Рябошапко А.С., рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374 - ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» пунктов 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3, пункта 5 формы № 10, пункта 5 формы № 12 постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па «Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», У С Т А Н О В И Л: 20 апреля 2009 года администрацией Сахалинской области принято постановление № 146-па «Об административном регламенте комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области», которое опубликовано в газете «Губернские ведомости» от 08 мая 2009 года N 84(3291) и от 13 мая 2009 года N 85(3292). Указанным постановлением утвержден Административный регламент комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области. В пункте 2.5 данного Административного регламента содержится информация о перечне необходимых для предоставления государственной услуги документов, требуемых от заявителей, способах их получения от заявителей, в том числе в электронной форме, и порядке их предоставления. Согласно пункту 2.5.1.1.4 для выдачи и продления срока действия лицензии заявитель, наряду с другими документами, представляет документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом Сахалинской области. В силу пункта 2.6.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на платной основе. За выдачу, продление срока действия, переоформление лицензий взимаются лицензионные сборы в размере, установленном законом Сахалинской области (пункт 2.6.1.1.). В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии, уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей (пункт 2.6.1.2.). При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается (пункт 2.6.1.3.). Кроме того, пунктом 3.2.3 Административного регламента предусмотрено, что регистрация заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии и об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также о прекращении ее действия и прилагаемых документов осуществляется специалистами лицензирующего органа в следующем порядке: - присвоение заявлению регистрационного номера и внесение записи в журналы регистрации заявлений по формам N 1 и N 2 к настоящему Административному регламенту (прилагаются); - проставление отметки на заявлениях (дата приема, входящий номер); - формирование лицензионного дела; - составление в двух экземплярах описи документов, представленных заявителем по форме N 10 к настоящему Административному регламенту. Один экземпляр описи документов вручается лично заявителю или направляется в его адрес в виде почтового отправления, а второй экземпляр описи документов приобщается к документам, находящимся в лицензионном деле. Пунктом 5 Описи документов, представленных заявителем согласно форме № 10 к Административному регламенту, предусмотрен документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора. В соответствии с пунктом 3.3.9 Административного регламента начальник отдела лицензирования не позднее трех дней со дня утверждения акта обследования, подписывает заключение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии заявителю по форме N 12 к настоящему Административному регламенту. В пункте 5 заключения о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии (отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии) формы № 12 к настоящему Административному регламенту предусмотрено наличие документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом. Таким образом, указанными положениями Административного регламента урегулированы административные действия и процедуры по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, связанные с взиманием лицензионного сбора. 01 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374 - ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» пунктов 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3, пункта 5 формы № 10, пункта 5 формы № 12 постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па «Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области». В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона оспариваемые положения Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям. Представитель Правительства Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась. Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя Правительства Сахалинской области, суд приходит к следующему. Согласно пункту «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации. В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции. В силу пункта 10 статьи 18 названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: «за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона № 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в соответствии со статьей 28 вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года. Таким образом, с этой даты пункты 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3 Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10 и пункт 5 формы № 12 к указанному Административному регламенту, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374 - ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» пункты 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3 Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10 и пункт 5 формы № 12 к указанному Административному регламенту. На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова