Дело № 3 - 10/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 марта 2010 года город Южно-Сахалинск Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Пискуновой Н.В., с участием прокурора Поповой Н.Н., при секретаре Рябошапко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу приложения № 2 к постановлению администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области» в части строки № кадастрового квартала № седьмого разрешенного вида использования земель в сумме 4424 рубля 11 копеек за 1 квадратный метр по муниципальному образованию «Город Южно-Сахалинск», У С Т А Н О В И Л: постановлением администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Сахалинской области согласно приложению № 1, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Сахалинской области согласно приложению № 2, средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Сахалинской области согласно приложению № 3. В строке 21 приложения № 2 к указанному постановлению утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, который будучи отнесен к 7 разрешенному виду использования земель «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», составил 4421,11 рублей за квадратный метр. 12 февраля 2010 года автономная некоммерческая организация «Приют для животных «Пес и кот» обратилась в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу приложения № 2 к постановлению администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области» в части строки № кадастрового квартала № седьмого разрешенного вида использования земель в сумме 4424 рубля 11 копеек за 1 квадратный метр по муниципальному образованию «Город Южно-Сахалинск». В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что оспариваемым нормативным правовым актом арендуемый организацией земельный участок площадью 0,9975 га, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, необоснованно отнесен Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области к 7 виду разрешенному использования, поскольку не является ветеринарной лечебницей. В судебное заседание заявитель, будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Представил ходатайство об отложении слушания данного дела в связи с обращением автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области по определению кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка, а также в связи с нахождением председателя Совета организации Глазова М.М. в командировке, а представителя заявителя по доверенности Мухина Е.О. – во временной нетрудоспособности. Рассмотрев указанное ходатайство, суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела, поскольку приведенные в нем основания о наличии уважительных причин для неявки представителя юридического лица в судебное заседание не свидетельствуют. Представитель Правительства Сахалинской области Еремеев О.И. против удовлетворения заявления автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» возразил. Указал на то, что оспариваемое постановление принято действующим на тот момент органом исполнительной власти в пределах предоставленной ему пунктом 10 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», пунктом 10 Правил проведении государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и подпунктом «з» пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области от 29 декабря 2001 года № 309 «Об администрации Сахалинской области» компетенции на утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель и с соблюдением порядка утверждения результатов такой оценки. Форма нормативного правого акта и процедура его принятия, установленные пунктами 2,4,6 статьи 9 Закона Сахалинской области «Об администрации Сахалинской области», соблюдены. Представитель Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, привлеченного для участия в деле в качестве специалиста, Болдырева И.Ю. пояснила, что кадастровая стоимость земельного участка под кадастровым номером № была рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Сахалинской области утверждены приложением № 2 к постановлению администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области». Для их определения Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с привлечением оценщиков, соответствующих требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Сахалинской области. Работы выполнены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, областной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Сахалинской области на 2002-2007 годы», обсуждены и согласованы на совместных заседаниях межведомственной комиссии с участием представителей администраций муниципальных районов, городских округов Сахалинской области. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Сахалинской области прошел проверку в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39. При определении состава факторов стоимости земельных участков для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов анализировалась информация о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации, учетных характеристиках земельных участков и примерный перечень факторов стоимости (таблица 2 приложения 7 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152). Состав факторов стоимости определялся экспертным путем, был обоснован и согласован на заседании комиссии администрации Сахалинской области по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель. Земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный автономной некоммерческой организации «Пес и кот», отнесен к седьмому виду разрешенного использования на основании того, что в пункте 3.3 Устава организации и пункте 242 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 января 2007 года № 27 основным видом экономической деятельности организации являлась ветеринарная деятельность. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 «Ветеринарная деятельность» (код 85.20) является группой подкласса «Ветеринарная деятельность» (код 85.2) класса «Здравоохранение и предоставление коммунальных услуг» (код 85) Раздела «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». В соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица 1 Приложения 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152) в состав седьмого вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» входят «земельные участки ветеринарных лечебниц». Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в его рассмотрении, заключение прокурора Поповой Н.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения заявления автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот», суд не находит оснований для удовлетворения указанного заявления. В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Частями 1,2,3,5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316. Пунктами 1,4,5,10,13 названных Правил определено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. При этом, пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом Федерального агентства кадастра объектом недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152 – технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Подпунктом 1.2 пункта 1 названных Методических указаний и пунктами 1.2 и 3.8 Технических рекомендаций предусмотрено, что определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов производится по видам разрешенного использования. Расчет средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.15 Методических указаний, осуществляется на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно пункту 4 названного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом, в силу пунктов 9.4, 9.5, 9.8, 9.9, 10 Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее – предварительная проверка). В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение. В случае, если проверенный отчет составлен по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также предоставляется копия акта проверки. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии представленного отчета методическим указаниям. Как установлено в судебном заседании, работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Сахалинской области проводило ФГУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», которым составлен отчет, прошедший проверку. Решение Роснедвижимости о соответствии отчета методическим указаниям оформлено актом проверки от 21 ноября 2008 года. Указанный акт вместе с результатами государственной кадастровой оценки земель в Сахалинской области, оформленными в виде проекта постановления «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области», 26 ноября 2008 года представлен на утверждение губернатору Сахалинской области. Согласно приложению № 11 к отчету, содержащемуся в томе № 14, среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель по городу Южно-Сахалинску по 7 разрешенному виду использования составило 4424,11 рублей, что соответствует значению, отраженному в пункте 21 приложения № 2 к оспариваемому заявителем постановлению. Из изложенного следует, что постановление администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области» в оспариваемой заявителем части принято в рамках компетенции администрации Сахалинской области по вопросу совместного ведения, с соблюдением процедур и методики проведения государственной кадастровой оценки земель, установленной федеральным законодательством. Земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» для строительства приюта для животных на основании постановления мэра от 12 октября 2007 года № 2080, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области отнесен к 7 виду разрешенного использования. К указанному виду согласно пункту 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года № 39, и пункту 1.2.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Согласно приложению № 2 к указанным Техническим рекомендациям, к таким участкам, в частности, относятся земельные участки ветеринарных лечебниц. Основанием отнесения данного участка к указанному виду разрешенного использования явилось указание в пункте 3.3 Устава организации, принятого Собранием учредителей 15 декабря 2006 года, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, и в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц данного юридического лица от 25 января 2007 года вида деятельности организации - ветеринарная деятельность. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет после 01 января 2007 года, в связи с чем не был включен в перечень объектов оценки, сформированный органом кадастрового учета по состоянию на 01 января 2007 года, его кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с механизмом, предусмотренном пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поседения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Указание в заявлении на то, что поскольку услуги по ветеринарной деятельности автономная некоммерческая организация «Приют для животных «Пес и кот» не оказывает, она не могла быть отнесена к данному виду разрешенного использования, правового значения для оценки законности оспариваемого заявителем нормативного правового акта, которым определен средний удельный показатель кадастровой стоимости земель указанного вида разрешенного использования кадастрового квартала в целом, а не конкретного участка, находящегося в пользовании у автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот», не имеет и свидетельствует лишь о порядке его применения. При этом, заявитель не лишен возможности обжаловать соответствующие действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, а также с учетом изменений в правоустанавливающих документах обратиться в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении заявления автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу приложения № 2 к постановлению администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 374-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области» в части строки № кадастрового квартала № седьмого разрешенного вида использования земель в сумме 4424 рубля 11 копеек за 1 квадратный метр по муниципальному образованию «Город Южно-Сахалинск» отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения через Сахалинский областной суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 16 марта 2009 года. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова