Дело № 1/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 января 2011 года город Южно-Сахалинск Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Пискуновой Н.В., при секретаре Тетюевой Н.В., с участием прокурора Бабицкой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Закутного В.А., Зенковой А.С., Евменова И.И., Димова Д.Н., Юферевой Т.В., Казаковой В.И., Санцаковой Н.Д., Воропинова В.В. и Крюковой И.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Закона Сахалинской области от 20 февраля 2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» (в редакции Закона Сахалинской области от 5 октября 2010 года № 84-ЗО), У С Т А Н О В И Л: 7 февраля 2008 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», который 20 февраля 2008 года подписан губернатором Сахалинской области. Указанный закон опубликован в газете «Губернские ведомости» от 23 и 27 февраля 2008 года №№ 33 (3000) и 34 (3001) соответственно. В соответствии со статьей 1 названного Закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск» осуществляется органами государственной власти Сахалинской области, определяемыми администрацией Сахалинской области. Согласно части 2 данного Закона порядок организации работы по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, устанавливается администрацией Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом Сахалинской области от 5 октября 2010 года № 84-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области» в Закон Сахалинской области № 6-ЗО внесены изменения. В статьях 1 и 2 слово «администрацией» заменено словом «Правительством». Закутной В.А., Зенкова А.С., Евменов И.И., Димов Д.Н., Юферева Т.В., Казакова В.И., Санцакова Н.Д., Воропинов В.В. и Крюкова И.А. обратились в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Закона Сахалинской области от 20 февраля 2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» (в редакции Закона Сахалинской области от 5 октября 2010 года № 84-ЗО). Как следует из заявления и уточненной в судебном заседании позиции заявителей, они полагают, что указанный Закон противоречит статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку в нем не определен предмет правого регулирования, не конкретизированы земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, что вызывает неопределенность в его толковании и нарушает права заявителей на распоряжение земельными участками, относящимися к придомовым территориям, которые не будучи сформированы и в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет, становятся на основании указанного Закона предметом распоряжения собственника. В судебное заседание заявители Закутной В.А., Зенкова А.С., Димов Д.Н., Юферева Т.В., Казакова В.И., Санцакова Н.Д. и Крюкова И.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Заявители Евменов И.И., Воропинов В.В. и их представители Константинов Ф.И. и Подойникова Г.В. заявление поддержали. Представитель Сахалинской областной Думы Мальцева Г.П. и представитель губернатора Сахалинской области Еремеев О.И. против удовлетворения заявления возразили, указав на то, что оспариваемый Закон принят Сахалинской областью в пределах полномочий, установленных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и не регулируя отношения по распоряжению земельными участками, права заявителей не нарушает. Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителей и их представителей, представителей Сахалинской областной Думы и губернатора Сахалинской области, заключение прокурора Бабицкой М.В. об отсутствии оснований для удовлетворения указанного заявления, суд не находит оснований для его удовлетворения. В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу пунктов 1 и 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, указанной нормой закреплено право органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать законы по распоряжению земельными участками, находящимся в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, собственность на которые не разграничена. Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. В пункте 1 статьи 14, пункта 1 статьи 19 Устава Сахалинской области определено, что законодательным (представительным) органом государственной власти в Сахалинской области является Сахалинская областная Дума. Сахалинская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Сахалинской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Сахалинской области в пределах полномочий Сахалинской области. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу статьи 75 Устава Сахалинской области и статьи 1 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» административным центром Сахалинской области является город Южно-Сахалинск. Город Южно-Сахалинск является муниципальным образованием, наделенным Законом Сахалинской области от 21 июля 2004 года № 524 «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» статусом городского округа. Следовательно, Сахалинская областная Дума приняла Закон Сахалинской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» в пределах полномочий, установленных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Предмет правового регулирования следует из названия указанного Закона. Неопределенности в толковании его положений, в соответствии с которыми на администрацию Сахалинской области, а ныне Правительство Сахалинской области, возложено полномочие по определению органа исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению участками, собственность на которые не разграничена, а также по установлению порядка организации работы по распоряжению такими участками, не имеется. В целях реализации указанного Закона распоряжением администрации Сахалинской области от 5 марта 2008 гола № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, представляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск» комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск». Постановлением администрации Сахалинской области от 14 мая 2008 года № 125-па утвержден порядок организации такой работы. С 01 января 2011 года на основании постановления Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2010 года № 552 «Об утверждении порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» (за исключением земельных участков, относящихся к землям лесного фонда) предоставление таких земельных участков осуществляется на основании распоряжений министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. Понятие государственной собственности в Российской Федерации закреплено в статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Понятие государственной собственности на землю урегулировано в статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов и муниципальных районов, в рамках разграничения государственной собственности на землю предусмотрен в статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Следовательно, понятие государственной собственности и отношения по разграничению права государственной собственности на землю урегулированы федеральным законодательством. К полномочиям субъекта Российской Федерации регулирование указанных отношений, включая конкретизацию земельных участков, государственная собственность на которую не разграничена, о чем указали заявители, не относится. Поскольку оспариваемый заявителями закон указанные отношения не регулирует, положениям статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, он не противоречит. Не регулирует он и отношения непосредственно по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Потому права заявителей не нарушает. В случае нарушения прав заявителей по распоряжению земельными участками, которые не сформированы и в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет, о чем фактически заявителями ставится вопрос, они подлежат защите в ином судебном порядке, в том числе, и с учетом позиции, изложенной в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения указанного заявления не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении заявления Закутного В.А., Зенковой А.С., Евменова И.И., Димова Д.Н., Юферевой Т.В., Казаковой В.И., Санцаковой Н.Д., Воропинова В.В. и Крюковой И.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Сахалинской области от 20 февраля 2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» (в редакции Закона Сахалинской области от 5 октября 2010 года № 84-ЗО) отказать. На решение суда может быть подана жалоба или принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения по делу. Мотивированное решение по делу изготовлено 17 января 2011 года. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова