заявление об оспаривании нормативного акта рассматривается в отношении действующего нормативного акта



Дело № 3-40/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

8 декабря 2011 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,

при секретаре Купаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 1 и 2 части 2, абзацев 1 и 3 части 3 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2010 года № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области»,

У С Т А Н О В И Л:

11 ноября 2010 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области», который подписан Губернатором Сахалинской области от 17 ноября 2010 года и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 24 ноября 2010 года № 214 (3661).

Как следует из преамбулы к данному Закону, он устанавливает правовые основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Сахалинской области - Правительства Сахалинской области, а также гарантии деятельности членов Правительства Сахалинской области.

Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ЗО установлено, что Правительство Сахалинской области в соответствии с Уставом Сахалинской области состоит из членов Правительства Сахалинской области, количество которых устанавливается Губернатором Сахалинской области в соответствии с составом Правительства Сахалинской области.

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона в состав Правительства Сахалинской области входят:

1) Губернатор Сахалинской области - председатель Правительства Сахалинской области;

2) первый заместитель Губернатора Сахалинской области;

3) первый заместитель председателя Правительства Сахалинской области;

4) заместители Губернатора Сахалинской области;

5) заместитель Губернатора Сахалинской области - руководитель аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области;

6) заместители председателя Правительства Сахалинской области;

7) заместитель председателя Правительства Сахалинской области - министр финансов Сахалинской области;

8) заместитель председателя Правительства Сахалинской области - руководитель представительства Губернатора и Правительства Сахалинской области;

9) министры Сахалинской области;

10) руководители департаментов Сахалинской области.

Согласно части 1 статьи 13Закона № 103-ЗО члену Правительства Сахалинской области гарантируется:

1) денежное содержание;

2) ежегодный оплачиваемый отпуск;

3) пенсионное обеспечение;

4) возмещение расходов на служебные командировки;

5) обеспечение служебным транспортом и телефонной связью.

Абзацами 1 и 2 части 2 статьи 13 Закона № 103-ЗО установлено, что Губернатору Сахалинской области в случае прекращения полномочий в связи с истечением срока его полномочий выплачивается среднемесячное денежное содержание на период трудоустройства, но не свыше одного года со дня истечения срока его полномочий.

Губернатору Сахалинской области в случае досрочного прекращения полномочий в связи с отставкой по собственному желанию (за исключением отставки по собственному желанию в связи с выходом на пенсию) при условии замещения им государственной должности Сахалинской области не менее двух лет выплачивается денежное содержание на период его трудоустройства, но не свыше одного года со дня отставки, в размере, установленном на день его отставки.

Абзацами 1 и 3 части 3 статьи 13 Закона № 103-ЗО установлено, что члену Правительства Сахалинской области, замещающему одну из государственных должностей Сахалинской области, указанных в пунктах 2 - 8 части 2 статьи 3 настоящего Закона, в случае расторжения трудового договора по его инициативе (за исключением расторжения трудового договора по его инициативе в связи с выходом на пенсию) либо расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата Правительства Сахалинской области при условии замещения им государственной должности Сахалинской области не менее двух лет выплачивается денежное содержание на период его трудоустройства, но не свыше одного года со дня расторжения трудового договора, в размере, установленном на день расторжения трудового договора.

Члену Правительства Сахалинской области, замещающему одну из государственных должностей Сахалинской области, указанных в пунктах 2 - 8 части 2 статьи 3 настоящего Закона, в случае прекращения трудового договора в связи с отставкой Правительства Сахалинской области при условии замещения им государственной должности не менее двух лет выплачивается среднемесячное денежное содержание на период трудоустройства, но не свыше одного года со дня прекращения трудового договора.

8 ноября 2011 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 1 и 2 части 2, абзацев 1 и 3 части 3 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2010 года № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области».

В судебном заседании прокурор Жданова В.В. заявила ходатайство о прекращении производство по делу в связи с тем, что 1 декабря 2011 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 13 Закона Сахалинской области «О Правительстве Сахалинской области», который 6 декабря 2011 года подписан Губернатором Сахалинской области и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 7 декабря 2011 года № 222 (3909). Согласно статье 1 указанного Закона оспариваемые прокурором нормы признаны утратившими силу.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Сахалинской областной Думы Викторову В.М., поддержавшую ходатайство прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводство по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса, в силу которой судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу части 2 статьи 253 названного Кодекса установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Из содержания приведенных норм следует, что заявление об оспаривании нормативного акта рассматривается по существу в отношении действующего нормативного акта, нарушающего чьи-либо права и свободы.

Как следует из материалов дела, 1 декабря 2011 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 127-ЗО «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 13 Закона Сахалинской области «О Правительстве Сахалинской области».

Согласно статье 1 названного Закона оспариваемые прокурором абзацы 1 и 2 части 2, абзацы 1 и 3 части 3 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2010 года № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области» признаны утратившими силу.

Указанный Закон подписан Губернатором Сахалинской области 6 декабря 2011 года и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 7 декабря 2011 года № 222 (3909).

При таких обстоятельствах, когда действие положений нормативного правового акта в оспариваемой прокурором части прекращено, что не является основанием для возникновения на его основе соответствующих гражданских прав и обязанностей, и не влечет каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, а следовательно, не может быть предметом непосредственного судебного оспаривания, производство по данному делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 220 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 1 и 2 части 2, абзацев 1 и 3 части 3 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2010 года № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области» прекратить.

На определение суда участвующими в деле лицами может быть подана частная жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения определения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова