заявление прокурора удовлетворено, отдельные положения закона `О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области` признаны противоречащими федеральному законодательству



Дело № 3-12/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,

при секретаре Купаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Закона Сахалинской области от 2 апреля 2007 года № 27-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области»,

У С Т А Н О В И Л:

15 марта 2007 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 27-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области», который подписан губернатором области 2 апреля 2007 года и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 6 апреля 2007 года № 61 (2788).

В настоящее время указанный Закон действует в редакции Законов Сахалинской области от 25 ноября 2008 года № 105-ЗО, от 26 октября 2010 года № 92-ЗО, от 30 июня 2011 года № 66-ЗО и от 23 ноября 2011 года № 118-ЗО.

3 февраля 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих положений данного Закона:

пункта 14 статьи 1 в части, касающейся установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

пункта 2 части 1 статьи 5;

статьи 9;

части 2 статьи 13;

частей 1 и 3 статьи 14;

части 2 статьи 15 и частей 1, 3-13, 15 статьи 17 в части, предусматривающей в составе схемы территориального планирования и градостроительного плана схем территориального планирования муниципального района;

статьи 19;

части 3 статьи 22;

части 3 статьи 24 в части, предусматривающей право, а не обязанность органов местного самоуправления размещать правила землепользования и застройки на официальном сайте поселения или городского округа (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

части 1 статьи 27 в той части, которая устанавливает обозначение элементов планировочной структуры красными линиями и установления таких элементов проектами планировки территории;

части 1 статьи 28 в той части, которая распространяет свое действие на подготовку градостроительных планов в отношении земельных участков, застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов;

части 6 статьи 28;

частей 1, 3 и 4 статьи 29;

части 3 статьи 32;

пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 в части слов «капитальный ремонт объекта капитального строительства»,

части 1 статьи 34 в части слов «капитальный ремонт объекта капитального строительства», «соответствие отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации»;

пункта 1 части 1 статьи 35.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что перечисленные нормы Закона Сахалинской области № 27-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» противоречат положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Жданова В.В. заявление прокурора области поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель Сахалинской областной Думы Олешевская Е.В. и представитель губернатора Сахалинской области Бритова Т.А. с заявлением прокурора области согласились.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в нем, прихожу к следующему.

Согласно статьям 3 и 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

В пункте 14 статьи 1 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» дано понятие территориального планирования, которое представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Аналогичное понятие было сформулировано в пункте 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», действующего с 25 марта 2011 года, в пункте 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации слова «зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий» заменены словами «определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».

Таким образом, федеральный законодатель в пункте 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрел иное правовое регулирование понятия территориального планирования, нежели то, которое закреплено в пункте 14 статьи 1 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области».

В этой связи пункт 14 статьи 1 названного Закона Сахалинской области в части, касающейся установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий, подлежит признанию недействующим.

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» к полномочиям органов государственной власти Сахалинской области в сфере градостроительной деятельности отнесено согласование проектов схем территориального планирования Российской Федерации в случаях, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Сахалинской области планируемых границ сельскохозяйственного назначения, границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Сахалинской области, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории Сахалинской области.

Указанный порядок согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации был предусмотрен ранее действующей редакцией части 1 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с внесением Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ изменений, часть 1 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.

Таким образом, в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в противоречие с требованиями части 1 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации расширены случаи, при которых схемы территориального планирования Российской Федерации подлежат согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этой связи, пункт 2 части 1 статьи 5 оспариваемого прокурором Закона Сахалинской области подлежит признанию недействующим.

В статье 9 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» урегулированы вопросы, связанные с проведением государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

В частности предусмотрено, что государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае, установленном частью 6 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведение государственной экспертизы осуществляется без взимания платы.

Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

Направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования.

Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

Порядок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования ранее был установлен статьями 6, 6.1, 29 и 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ положения указанных статей, касающиеся проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, утратили силу.

Действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время не вправе регулировать отношения в сфере проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, статья 9 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» противоречит части 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и поэтому подлежит признанию недействующей.

Частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что схема территориального планирования Сахалинской области состоит из двух частей:

1) графические материалы в виде проектного плана и схем и пояснительная записка, которые должны содержать градостроительные решения, ограничения и регламенты регионального уровня, исполнение и соблюдение которых подлежит контролю;

2) обосновывающие материалы к проекту схемы, включающие графические и текстовые материалы, содержащие анализ и оценки пространственного распределения условий и проблем развития территории, обоснование принятой стратегии развития территории.

Вместе с тем, в соответствии с частями 3, 4, 7, 8 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Таким образом, поскольку часть 2 статьи 13 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» противоречит требованиям, установленным в статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к форме материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, она подлежит признанию недействующей.

Частью 1 статьи 14 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрено, что реализация схемы территориального планирования Сахалинской области осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования Сахалинской области, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы.

Частью 3 названного Закона закреплено, что в плане реализации схемы территориального планирования Сахалинской области содержатся:

1) сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, посредством которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов, а также устанавливаются границы зон резервирования для принятия решений о резервировании земельных участков с последующим выкупом для государственных нужд Сахалинской области, связанных с размещением и строительством объектов инженерно-технической и транспортной инфраструктуры регионального значения;

2) сроки подготовки проектной документации и сроки строительства первоочередных объектов капитального строительства регионального значения;

3) финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования Сахалинской области в части определения приоритетных задач, перечня первоочередных объектов, расчетов затрат, определения источников и последовательности финансирования;

4) иные положения по реализации схемы территориального планирования Сахалинской области.

Порядок реализации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации на федеральном уровне ранее был урегулирован в статье 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанная норма Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ признана утратившей силу.

В соответствии с действующей в настоящее время частью 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

Таким образом, действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен более широкий перечень оснований для реализации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, тогда как оспариваемыми пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Российской Федерации» в качестве оснований реализации схемы территориального планирования Сахалинской области указан лишь план, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области.

В этой связи части 1 и 3 статьи 14 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» подлежат признанию недействующими в связи с их несоответствием положениям части 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что схема территориального планирования муниципального района состоит из двух частей: часть первая - положения о территориальном планировании; часть вторая - схемы территориального планирования.

Согласно части 1 статьи 17 названного Закона генеральный план поселения, генеральный план городского округа состоит из двух частей: положения о территориальном планировании (часть первая); схемы территориального планирования (часть вторая).

Из частей 3-13, 15 статьи 17 данного Закона следует, что схемы территориального планирования (часть вторая генерального плана) состоят из схем по различным тематикам и функциональному назначению.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) схема территориального планирования муниципального района содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Согласно части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:

а) электро- и газоснабжение поселений;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) образование;

г) здравоохранение;

д) физическая культура и массовый спорт;

е) утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов;

ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 названного Кодекса на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в части 1 статьи 19 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения или городского округа предусмотрено наличие карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон с определенным объемом отображаемой в них информации, часть 2 статьи 15, части 1, 3-13, 15 статьи 17 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в части, предусматривающей использование в составе схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения, городского округа схемы территориального планирования, а не перечисленных в Градостроительном Кодексе Российской Федерации карт, противоречат соответствующим положениям названного Кодекса и подлежат признанию недействующими.

Статьей 19 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» регламентированы отношения по подготовке планов и программ реализации генеральных планов поселения, городского округа.

Вместе с тем, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих подготовку планов и программ реализации генеральных планов, а также не предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию вопросов, связанных с реализацией генеральных планов.

Частями 1 и 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена реализация документов территориального планирования и генерального плана поселения, городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Согласно части 5 названной статьи Кодекса реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Таким образом, учитывая, что в статье 19 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» установлен порядок реализации документов территориального планирования, отличный от порядка, установленного частями 1 и 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, данная норма подлежит признанию недействующей.

Частью 3 статьи 22 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных генеральными планами поселений, генеральными планами городских округов; видов территориальных зон, определяемых индивидуально применительно к различным частям территорий муниципальных образований в соответствии со сложившимся и планируемым землепользованием и планируемой застройкой; ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством зон с особыми условиями использования территорий; особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов; документов территориального планирования Российской Федерации, Сахалинской области, иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в Сахалинской области.

Вместе с тем, частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) установлено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Из сопоставления приведенных норм следует, что факторы, учитываемые при установлении градостроительного регламента, предусмотренные Законом Сахалинской области, не соответствуют аналогичным факторам, установленным в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

В этой связи часть 3 статьи 22 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области», устанавливающая иной порядок установления градостроительных регламентов, чем это предусмотрено частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит признанию недействующей.

Частью 3 статьи 24 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и могут размещаться на официальном сайте поселения, официальном сайте городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, частью 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Таким образом, поскольку частью 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления размещать на официальном сайте поселения или на официальном сайте городского округа (при наличии таковых) в сети «Интернет» правила землепользования и застройки, часть 3 статьи 24 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в части, предусматривающей право, а не обязанность органов местного самоуправления размещать правила землепользования и застройки на официальном сайте поселения или городского округа (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет», подлежит признанию недействующей.

Частью 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что подготовка проектов межевания территории осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах, обозначенных красными линиями элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территории.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

В этой связи, учитывая, что часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает подготовку проектов межевания территорий применительно к территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, при отсутствии условий обозначения их красными линиями и установления проектами планировки территории, часть 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в той части, которая устанавливает обозначение элементов планировочной структуры красными линиями и установления таких элементов проектами планировки территории противоречит требованиям действующего градостроительного законодательства и подлежит признанию недействующей.

Частью 1 статьи 28 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Таким образом, в отношении земельных участков, застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, подготовка градостроительных планов не осуществляется.

В этой связи, часть 1 статьи 28 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в той части, которая распространяет свое действие на подготовку градостроительных планов в отношении земельных участков, застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, противоречит требованиям части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействующей.

Частью 6 статьи 28 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Сахалинской области.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи, часть 6 статьи 28 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области», определяющая порядок установления формы градостроительного плана земельного участка Правительством Российской Федерации, не соответствует требованиям части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и поэтому подлежит признанию недействующей.

Частью 1 статьи 29 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что на территории Сахалинской области решения о подготовке документации по планировке территории принимаются:

1) высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области в случаях, когда документация по планировке территории подготавливается на основании схемы территориального планирования Сахалинской области, если такой схемой предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения;

2) органом местного самоуправления муниципального района в случаях, когда документация по планировке территории подготавливается на основании схемы территориального планирования муниципального района, если такой схемой предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий;

3) органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа в случаях, когда документация по планировке территории подготавливается на основании генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки.

Вместе с тем, в частях 3, 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ) закреплено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Частью 3 статьи 29 вышеприведенного Закона Сахалинской области предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Вместе с тем, частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Частью 4 статьи 29 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом исполнительной власти Сахалинской области, подготовка указанной документации должна осуществляться применительно к территории в границах предусмотренных документами территориального планирования зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Между тем, частью 11 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

В этой связи, установленный частями 1, 3, 4 статьи 29 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» порядок подготовки документации по планировке территории противоречит порядку, установленному приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, и потому подлежит признанию недействующим.

Частью 3 статьи 32 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, выдаются разрешения на строительство объектов:

1) на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов:

а) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

б) в границах территорий общего пользования;

в) на территориях, занятых линейными объектами;

г) на территориях, предоставленных для добычи полезных ископаемых;

2) на землях, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, а именно:

а) лесного фонда;

б) покрытых поверхностными водами;

в) занятых водными объектами;

г) запаса;

д) особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов);

е) сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

ж) расположенных в границах особых экономических зон;

3) при размещении которых произведено изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для областных нужд под строительство объектов областного значения.

Вместе с тем, частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 6 данного Кодекса разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

Таким образом, поскольку частью 3 статьи 32 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» определены иные случаи выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешения на строительство, нежели те, которые закреплены в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанная норма подлежит признанию недействующей.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, с учетом положений части 2 статьи 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, поскольку проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе капитального ремонта объекта капитального строительства не относится к предмету государственного строительного надзора, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в части слов «капитальный ремонт объекта капитального строительства» подлежит признанию недействующим.

Частью 3 статьи 33 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Указанная норма в части указания на капитальный ремонт объекта капитального строительства также противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответственно также подлежит признанию недействующей.

Частью 1 статьи 34 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В этой связи, поскольку согласно приведенной норме Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет лишь выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану, часть 1 статьи 34 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» в части, предусматривающей, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение капитального ремонта объекта капитального строительства, а также соответствие отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации, подлежит признанию недействующей.

Пунктом 1 части 1 статьи 35 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях:

1) строительства физическим лицом гаража, когда земельный участок для такого строительства:

а) предоставлен физическому лицу органом местного самоуправления при наличии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, на которой такой участок расположен;

б) расположен в составе земельного участка, предоставленного гаражно-строительному кооперативу.

Между тем, пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Таким образом, положения пункта 1 части 1 статьи 35 Закона Сахалинской области «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» свидетельствуют о нарушении установленного пунктом 1 части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка выдачи разрешений на строительство, в связи с чем он подлежит признанию недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Сахалинской области от 2 апреля 2007 года № 27-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области» (в редакции Законов Сахалинской области от 25 ноября 2008 года № 105-ЗО, от 26 октября 2010 года № 92-ЗО, от 30 июня 2011 года № 66-ЗО, от 23 ноября 2011 года № 118-ЗО):

пункт 14 статьи 1 в части, касающейся установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

пункт 2 части 1 статьи 5;

статью 9;

часть 2 статьи 13;

части 1 и 3 статьи 14;

часть 2 статьи 15 и части 1, 3-13, 15 статьи 17 в части, предусматривающей в составе схемы территориального планирования и градостроительного плана схем территориального планирования муниципального района;

статью 19;

часть 3 статьи 22;

часть 3 статьи 24 в части, предусматривающей право, а не обязанность органов местного самоуправления размещать правила землепользования и застройки на официальном сайте поселения или городского округа (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

часть 1 статьи 27 в той части, которая устанавливает обозначение элементов планировочной структуры красными линиями и установления таких элементов проектами планировки территории;

часть 1 статьи 28 в той части, которая распространяет свое действие на подготовку градостроительных планов в отношении земельных участков, застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов;

часть 6 статьи 28;

части 1, 3 и 4 статьи 29;

часть 3 статьи 32;

пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 33 в части слов «капитальный ремонт объекта капитального строительства»,

часть 1 статьи 34 в части слов «капитальный ремонт объекта капитального строительства», «соответствие отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации»;

пункт 1 части 1 статьи 35.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд с течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 5 марта 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова