Дело № 44-г-35/ 10 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е президиума Сахалинского областного суда 22 октября 2010 года г. Южно-Сахалинск Президиум Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Короля М.Н., членов президиума – Никулина В.А., Арефьевой С.Ю., Усольцевой И.В. и Яненко Е.Ф., рассмотрел надзорное представление прокурора Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 04 мая 2010 года по делу по заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора о признании противоречащим законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу Постановления мэра города Южно-Сахалинска от 08 июля 2008 года № 1569 «О методике исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», Заслушав доклад члена президиума Усольцевой И.В., выслушав заместителя прокурора Сахалинской области Конюшенко К.В., поддержавшего надзорное представление, представителей мэра города Южно-Сахалинска Ку Т.М. и Мязину И.А., возражавших против удовлетворения представления прокурора, президиум у с т а н о в и л: постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 08 июля 2008 года № 1569 утверждена «Методика исчисления вреда, причиненного зеленым насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». Данное постановление опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» 29 июля 2008 года № 59 (493). 25 ноября 2009 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления мэра города Южно-Сахалинска от 08 июля 2008 года № 1569 «Об утверждении методики исчисления вреда, причиненного зеленым насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». В обоснование заявления прокурор указал на противоречие утвержденной мэром города Южно-Сахалинска «Методики исчисления вреда, причиненного зеленым насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части применения повышающих коэффициентов «Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2007 года № 273. Решением Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 04 мая 2010 года, Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявления отказано. В надзорном представлении прокурор Сахалинской области поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений по основанию существенного нарушения норм материального права. Дело было истребовано в суд надзорной инстанции и определением судьи Сахалинского областного суда от 08 октября 2010 года передано с надзорным представлением для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления и возражений на него, президиум находит оспариваемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 гола № 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Такими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Частью 3 статьи 7 того же закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены лишь вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, как отмечено в надзорном представлении, вопросы нормотворчества в сфере охраны окружающей среды к полномочиям органов местного самоуправления не отнесены. При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что при издании оспариваемого постановление № 1569 «О Методике исчисления размера вреда, причиненного насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинска» в целях предотвращения уничтожения зеленых насаждений, их охраны и воспроизводства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» мэр действовал в пределах предоставленных ему полномочий нельзя признать правильным. Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда допущенную судом ошибку не исправила. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Поскольку судами первой и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, принятые по делу судебные постановления подлежат отмене, а заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворению. Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Сахалинского областного суда, п о с т а н о в и л: решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 04 мая 2010 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать противоречащим законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление мэра города Южно-Сахалинска от 08 июля 2008 года № 1569 «О методике исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждениям на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». Опубликовать сообщение о принятом решении в газете «Южно-Сахалинск сегодня». Председательствующий: Король М.Н.