о взыскании задолженности по опекунскому пособию



Дело № 44г - 16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Сахалинского областного суда

11 июня 2010 года город Южно-Сахалинск

Президиум Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего - Короля М.Н.,

членов президиума - Втулкина В.А., Никулина В.А.

Арефьевой С.Ю., Яненко Е.Ф. и Усольцевой И.В.

рассмотрел гражданское дело по иску Твердохлебовой О.А. к Управлению народного образования муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании задолженности по опекунскому пособию,

по надзорной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка № 14 Смирныховского района от 09 ноября 2009 года и апелляционное определение Смирныховского районного суда от 03 февраля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., президиум

у с т а н о в и л :

постановлением Администрации поселка <данные изъяты> Сахалинской области от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО6 назначена опекуном несовершеннолетней Твердохлебовой О.А. Дата обезличена года рождения.

17 сентября 2009 года достигшая совершеннолетия Твердохлебова О.А. предъявила иск к Управлению народного образования муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» о взыскании суммы опекунского пособия в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за период с 2002 по 2004 годы, невыплаченного ее опекуну ФИО6

Мировым судьей к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», Главное финансовое управление Сахалинской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области.

Решением мирового судьи судебного участка № 14 Смирныховского района от 09 ноября 2009 года, оставленным без изменения апелляционным определением Смирныховского районного суда от 03 февраля 2010 года, исковые требования Твердохлебовой О.А. удовлетворены частично и в ее пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскана задолженность по опекунскому пособию в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации взыскана государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; в удовлетворении оставшейся части исковых требований Твердохлебовой О.А. отказано.

В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит об отмене перечисленных судебных постановлений по основаниям существенного нарушения норм материального права, повлекшим вынесение незаконного решения. Ссылаясь на положения Федеральных законов «О федеральном бюджете» на 2002-2004 годы и Законов Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области» на 2002-2004 годы, указывает на перечисление из федерального бюджета в спорный период Сахалинской области как субъекту Российской Федерации денежных средств на выплату опекунского пособия в необходимых суммах, размер которых определялся администрацией Сахалинской области самостоятельно, что исключает ответственность Министерства финансов Российской Федерации по образовавшейся перед Твердохлебовой О.А. задолженности.

Определением судьи Сахалинского областного суда Вишнякова О.В. от 20 мая 2010 года надзорная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда.

Проверив материалы дела и доводы надзорной жалобы, президиум находит апелляционное определение Смирныховского районного суда от 03 февраля 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных права, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законов публичных интересов.

По данному делу такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно частям 1 и 3 статьи 16 названного Закона компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством РФ, устанавливается Президентом РФ и Правительством РФ. Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов РФ.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Законом установлено полное государственное обеспечение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на время пребывания их в семье опекуна или попечителя в виде бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви или возмещение их полной стоимости.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были установлены на период 2002-2004 годов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года № 199 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Удовлетворяя заявленные Твердохлебовой О.А. требования о взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, мировой судья и суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что федеральные органы государственной власти не обеспечили финансовые возможности региональных и местных бюджетов на реализацию Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ввиду чего органы местного самоуправления в период с 2002 по 2004 года не смогли выплачивать пособие в полном размере.

Вместе с тем, статьей 48 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», статьей 46 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» и статьей 42 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» средства на выплату опекунских пособий из федерального бюджета были включены в состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Приложениями № 11 (на 2002 год), № 13 (на 2003 год), № 13 (на 2004 год) к указанным Федеральным законам объем средств, запланированных к перечислению Сахалинской области, соответственно составил: 1 526 292 000 рублей на 2002 г.; 1 709 612 000 рублей на 2003 г.; и 1 509 618 000 рублей на 2004 год.

Указанные обстоятельства и нормы материального права суды не учли, в связи с чем принятое судом апелляционной инстанции определение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению в Смирныховский районный суд на новое апелляционное рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодексам Российской Федерации, президиум Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л :

апелляционное определение Смирныховского районного суда от 03 февраля 2010 года отменить.

Гражданское дело по иску Твердохлебовой О.А. к Управлению народного образования муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании задолженности по опекунскому пособию направить в Смирныховский районный суд на новое апелляционное рассмотрение.

Председатель Сахалинского

областного суда Король М.Н.