о возложении обязанности включить в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии



Дело № 44г – 21 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Сахалинского областного суда

02 июля 2010 года город Южно-Сахалинск

Президиум Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Никулина В.А.,

членов президиума – Втулкина В.А.,

Жуковской З.В., Усольцевой И.В. и Яненко Е.Ф.

рассмотрел гражданское дело по заявлению Грибанова В.М. о признании незаконным действий Управления учета, распределения и приватизации жилой площади администрации города <данные изъяты>, возложении обязанности включить его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и взыскании компенсации морального вреда

 

 по надзорной жалобе Грибанова В.М. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 февраля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., выслушав представителя ответчика Фурсину И.Д., возражавшую против удовлетворения надзорной жалобы, президиум

у с т а н о в и л:

 письмом начальника Управления учета, распределения и приватизации жилой площади администрации города <данные изъяты> от Дата обезличена года Номер обезличен Грибанову В.М. отказано во включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищной субсидии) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на том основании, что он не имеет жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, и лишен возможности предоставить взамен государственного жилищного сертификата обязательство о расторжении договора социального найма или о передаче органу местного самоуправления жилого помещения по договору мены.

 

13 ноября 2009 года Грибанов В.М. обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного отказа незаконным, возложении на Управление учета, распределения и приватизации жилой площади администрации города <данные изъяты> обязанности включить его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также с требованием о взыскании с указанного органа компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 февраля 2010 года, в удовлетворении заявления Грибанову В.М. отказано.

Не согласившись с принятыми судебными постановлениями, 12 апреля 2010 года Грибанов В.М. обратился в Сахалинский областной суд с надзорной жалобой об их отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование надзорной жалобы указал, что выводы судов первой и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении заявления основаны на неправильном толковании норм Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так как при доказанности факта прибытия в указанные районы до 01 января 1992 года и наличия необходимого стажа работы в этих районах отсутствие у него жилого помещения не может препятствовать реализации права на получение жилищной субсидии для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кроме того, указал, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, а также на то, что доводы его кассационной жалобы, основанные на Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года и Определении Верховного Суда от 21 ноября 2008 года, судом кассационной инстанции оставлены без внимания.

 

  Определением судьи Сахалинского областного суда от 16 июня 2010 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.

  Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

  В соответствии со статьей 1 указанного Федерального Закона право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

  Согласно части 1 статьи 5 данного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

  В силу статей 4 и 6 названного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

  Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, а положения закона, предусматривающие обязанность сдачи жилого помещения или его отчуждения взамен на получение государственного жилищного сертификата касаются лишь граждан, имеющих жилое помещение на условиях договора социального найма или на праве собственности, и не могут рассматриваться как основания для отказа в предоставлении жилищных субсидий, гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, обладающим необходимым по закону стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не имеющим жилья в других регионах.

  Как видно из материалов дела, письмом начальника Управления учета, распределения и приватизации жилья от Дата обезличена года Грибанову В.М. было отказано во включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищной субсидии) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на том основании, что он не имеет жилого помещения для сдачи его взамен на предоставление государственного жилищного сертификата.

  Однако такого условия для возникновения права на предоставление жилищной субсидии гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закон не содержит, чего суды первой и кассационной инстанции не учли.

  В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для правильного разрешения дела судам посредством исследования соответствующих документов надлежало установить такие имеющие значение для дела обстоятельства, как дату прибытия Грибанова В.М. в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, стаж его работы и проживания в указанных районах, однако это не сделано, так как в материалах дела отсутствуют копия трудовой книжки Грибанова В.М. и сведения из органа регистрационного учета о том, с какого времени он был зарегистрирован по месту жительства в Адрес обезличен.

  Допущенное судами первой и кассационной инстанций существенное нарушение норм материального и процессуального права повлияло на исход дела, а потому принятые по делу судебные постановления подлежат отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

  Остальные доводы в надзорной жалобе, в том числе о ненадлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции объективного подтверждения не нашли, поскольку неполучение заявителем судебного извещения обусловлено его неявкой в почтовое отделение за получением заказной корреспонденции, которая возвращена в суд по истечении срока хранения.

 

  Руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 декабря 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 февраля 2010 года отменить.

Гражданское дело по заявлению Грибанова В.М. о признании действий Управления учета, распределения и приватизации жилой площади администрации города <данные изъяты> незаконными, возложении обязанности включить его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и о взыскании компенсации морального вреда направить в Южно-Сахалинский городской суд на новое рассмотрение.

Председательствующий:                                     В.А. Никулин