Дело № 44г- 30 / 11 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е президиума Сахалинского областного суда 17 июня 2011 года г. Южно-Сахалинск Президиум Сахалинского областного суда в составе: председательствующего - Короля М.Н. членов президиума - Никулина В.А., Арефьевой С.Ю. и Усольцевой И.В. при секретаре судебного заседания Прокопец Я.А. рассмотрел гражданское дело по иску Оборневой Т.А. к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> на получение социальных выплаты для приобретения жилья по надзорной жалобе Оборневой Т.А. на решение Углегорского городского суда от 19 ноября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года. Заслушав доклад члена президиума Усольцевой И.В., президиум установил: 11 октября 2010 года Оборнева Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в составе семьи из четырех человек. В обоснование иска указала, что работала на шахте <данные изъяты> производственного объединения «Сахалинуголь», ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с ликвидацией предприятия и на момент увольнения имела 17-летний стаж работы в угольной отрасли. В период проведения ликвидационных мероприятий ею было подано заявление на переселение в <адрес> и она была включена в список № работников шахты <данные изъяты> уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы в угольной промышленности более 10 лет, проживающих в благоустроенном жилье. В сентябре 2010 года она обратилась в администрацию Углегорского муниципального района с заявлением, в котором просила сообщить ее порядковый номер в списке на переселение, и 27 сентября 2010 года получила ответ о том, что в указанном списке не состоит. Ссылаясь на то, что состояла в списке на переселение, заявлений об исключении из него не подавала и об исключении из списка не уведомлялась, истица просила заявленное требование удовлетворить. Решением Углегорского городского суда от 19 ноября 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года, в удовлетворении иска Оборневой Т.А. отказано. Не согласившись с вышеназванными судебными постановлениями, 05 апреля 2011 года Оборнева Т.А. обратилась в Сахалинский областной суд с надзорной жалобой об их отмене в связи с существенным нарушением норм материального права. Указала, что необходимый для включения в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> стаж на получение мер социальной поддержки по переселению в другую местность она имеет, представила суду доказательства, подтверждающие ее включение в первоначальный список № работников шахты <данные изъяты> уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы более 10 лет в угольной промышленности, где она значится под номером №, и где имеется графа для указания желаемого места переселения, однако суд этого не учел и необоснованно отказал в иске, исходя из ошибочного вывода о том, что указанный список не содержит сведений о его составлении ликвидационной комиссией предприятия. Вместе с тем, указанный список- подписан председателем ликвидационной комиссии шахты <данные изъяты> председателем профсоюзного комитета шахты, а также председателем профсоюзной организации НПГ России, и разработан в соответствии с пунктом 4 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющегося приложением к Постановлению Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523, и, следовательно, отвечает требованиям относимости и допустимости. Не учел суд и того, что отсутствие ее в списке очередников из числа бывших работников шахты <данные изъяты> ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» на приобретение жилья за счет средств господдержки угольной промышленности, переданном председателем ликвидационной комиссии А.П. Булатовым по акту от января 2003 года администрации Углегорского района, не является основанием для отказа в иске, так как она доказала, что состояла в первоначальном списке бывших работников шахты <данные изъяты> на переселение по ликвидации шахты. Определением судьи Сахалинского областного суда от 03 июня 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. В судебном заседании президиума Сахалинского областного суда Оборнева Т.А. надзорную жалобу поддержала, представитель ответчика Гурнов И.Н. против удовлетворения надзорной жалобы возражал. Остальные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, доказательств неявки по уважительным причинам не представили, в связи с чем президиум на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и возражений, президиум находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. По данному делу судами такие нарушения допущены. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до 1 января 2005 года было установлено, что приоритетными направлениями реструктуризации угольной промышленности является финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансирование мероприятий по социальной защите трудящихся, создание безопасных условий труда и финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов. Приложением к данному постановлению был предусмотрен Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, а пунктом 4 - закреплена реализация программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в том числе содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. Согласно пунктам 6, 7 Положения о содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам, утвержденного Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 15 ноября 1999 года, количество и списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно при формировании программ местного развития органами местного самоуправления шахтерского города (поселка, района) совместно с наблюдательными советами, администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности, передавшими в установленном порядке после их упорядочения списки очередников органам местного самоуправления, в увязке с объемами финансирования на указанные цели. Составленные и рассмотренные администрациями и наблюдательными советами шахтерских городов (поселков, районов) с участием предприятий и профсоюзных организаций угольной промышленности списки граждан на переселение по форме согласно Приложению 1 представляются на согласование в Минтопэнерго России (Комитет по угольной промышленности при Минтопэнерго России). Согласованные Минтопэнерго России списки являются основанием для заключения договоров между администрациями шахтерских городов (поселков, районов) и переселяемыми гражданами на предоставление финансовой помощи. В силу утвержденного в феврале 2000 года Положения о порядке установления очередности выделения (приобретения) жилья для организаций открытого акционерного общества «Сахалинуголь» за счет средств государственной поддержки угольной отрасли по направлению «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» право на получение жилья по новому жительства (безвозмездная субсидия) предоставляется высвобожденным и высвобождаемым при ликвидации предприятий работникам шахт. При этом обязательным условием для включения списки на переселение является стаж работы на предприятиях ОАО «Сахалинуголь» не менее 10 календарных лет. Согласно пунктам 10.5.3, 10.5.4, 10.5.10, 10.5.11 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков, финансируемых за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, утверждённого приказом Минэнерго от 19 июня 2002 года № 185, предоставление финансовой помощи (далее - безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников. Безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Таким образом, исходя из приведенных норм права обязанность по ведению списков переселяемых граждан, из числа высвобожденных в связи с ликвидацией шахт, имеющих стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, возлагалась на организации угольной промышленности и профсоюзные органы; указанные списки после их упорядочения подлежали передаче в установленном порядке органам местного самоуправления. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что истица не включена ни в «Список очередников из числа бывших работников шахты <данные изъяты> ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» на приобретение жилья за счет средств господдержки угольной промышленности по направлению финансирования «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (1-этап переселения)», переданный председателем ликвидационной комиссии ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» А.П. Булатовым администрации Углегорского района в январе 2003 года, ни в «Список пенсионеров и других категорий граждан из числа бывших работников ликвидируемой шахты <данные изъяты> ОАО «Сахалинуголь» на предоставление жилья за счет средств господдержки угольной промышленности по направлению финансирования «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (2-этап переселения)», переданный председателем ликвидационной комиссии ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» администрации Углегорского района 28 февраля 2002 года. Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Оборнева Т.А. относится к числу граждан, высвобожденных в связи с ликвидацией шахты <данные изъяты> имеет стаж работы в угольной промышленности в количестве 17 лет, и обладает правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков. Установлено судом и то обстоятельство, что Оборнева Т.А. состояла в Списке № работников шахты <данные изъяты> уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы в угольной промышленности более 10 лет, проживающих в благоустроенном жилье, и отражающем желаемое после переселения место жительство, составленным председателем ликвидационной комиссии шахты <данные изъяты> председателем профсоюзной организации шахты <данные изъяты> и председателем теркома профсоюза угольной промышленности. При таких данных, учитывая, что обязанность по надлежащему учету граждан, высвобожденных в связи с ликвидацией шахты, и имеющих право на переселение за счет средств государственной поддержки, законом возложена на организации угольной промышленности, профсоюзные органы, и органы местного самоуправления, недостатки в таком учете не могут служить основанием для отказа гражданину в восстановлении его в указанном выше списке, и не могут влечь отказа в защите нарушенного права. Допущенное судом нарушение норм материального права повлекло и нарушение норм процессуального права, выразившееся в том, что вопреки требованиям части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не обсуждал имеющий значение для правильного рассмотрения дела вопрос о составе семьи Оборневой Т.А., тогда как в вышеуказанном списке она состояла в составе семьи из трех человек, а исковые требования предъявила о включении ее в список в составе семьи из четырех человек. Не разрешен судом и вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц членов семьи Оборневой Т.А., права и обязанности которых предметом спора затрагиваются. Поскольку судебные постановления по данному делу приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, они подлежат отмене по основаниям статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Сахалинского областного суда, постановил: решение Углегорского городского суда от 19 ноября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года отменить. Дело направить в Углегорский городской суд на новое рассмотрение Председательствующий: М.Н. Король