Дело № 44г- 34 / 11 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е президиума Сахалинского областного суда 24 июня 2011 года г. Южно-Сахалинск Президиум Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Короля М.Н. членов президиума – Никулина В.А., Жуковской З.В., Яненко Е.Ф. и Усольцевой И.В. при секретаре судебного заседания Прокопец Я.А. рассмотрел гражданское дело по иску Пеодтергеры А.С. к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по надзорной жалобе Пеодтергеры А.С. на решение Углегорского городского суда от 29 октября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года. Заслушав доклад члена президиума Усольцевой И.В., президиум у с т а н о в и л: 14 сентября 2010 года Подтергер А.С. обратился в суд с иском к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в составе семьи из шести человек. В обоснование иска указал, что проработал на шахте <данные изъяты> 28 лет, и 22 июня 1998 года был уволен в связи с ликвидацией предприятия. В ходе судебного заседания истец уточнил, что после увольнения он обратился в ликвидационную комиссию шахты с заявлением на переселение, и был включен в список на переселение высвобожденных работников шахты <данные изъяты> в котором отмечался вплоть до 2003 года, и по какой причине оказался не включенным в список высвобожденных работников шахты <данные изъяты> переданный шахтой в администрацию Углегорского муниципального района, ему неизвестно. Решением Углегорского городского суда от 29 октября 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года, Подтергере А.С. в иске отказано. Не согласившись с вышеназванными судебными постановлениями, 10 мая 2011 года Подтергера А.С. обратился в Сахалинский областной суд с надзорной жалобой об их отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование надзорной жалобы указал, что необходимый для включения в список высвобожденных работников ликвидированной шахты <данные изъяты> стаж на получение мер социальной поддержки по переселению в другую местность он имеет; в подтверждение факта подачи заявления на получение жилищной субсидии представил суду список работников и пенсионеров, проживающих в аварийном жилом фонде на горном отводе шахты <данные изъяты> на 01 марта 1998 года, где он значится под номером 6 в составе семьи из 4 человек, который, по его мнению, необоснованно не принят судом в качестве доказательства. После принятия обжалуемых судебных постановлений, он обратился в ОГУ Государственный исторический архив Сахалинской области, где ему была выдана копия списка работников шахты <данные изъяты> подавших заявление на предоставление им жилищных субсидий на приобретение жилья и переезд на другое постоянное место жительства, где в разделе 1 для работников он значится под номером 174, а в разделе 2 для пенсионеров и работающих, проживающих в аварийном жилом фонде, - под номером 6. Определением судьи Сахалинского областного суда от 09 июня 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. В судебное заседание президиума Сахалинского областного суда лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о его времени и месте, не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, доказательств об уважительных причинах неявки не представили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ президиум находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и возражений, президиум находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. По данному делу судами такие нарушения допущены. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до 1 января 2005 года было установлено, что приоритетными направлениями реструктуризации угольной промышленности является финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансирование мероприятий по социальной защите трудящихся, создание безопасных условий труда и финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов. Приложением к данному постановлению был предусмотрен Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, а пунктом 4 - закреплена реализация программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в том числе содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. Согласно пунктам 6, 7 Положения о содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам, утвержденного Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 15 ноября 1999 года, количество и списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно при формировании программ местного развития органами местного самоуправления шахтерского города (поселка, района) совместно с наблюдательными советами, администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности, передавшими в установленном порядке после их упорядочения списки очередников органам местного самоуправления, в увязке с объемами финансирования на указанные цели. Составленные и рассмотренные администрациями и наблюдательными советами шахтерских городов (поселков, районов) с участием предприятий и профсоюзных организаций угольной промышленности списки граждан на переселение по форме согласно Приложению 1 представляются на согласование в Минтопэнерго России (Комитет по угольной промышленности при Минтопэнерго России). Согласованные Минтопэнерго России списки являются основанием для заключения договоров между администрациями шахтерских городов (поселков, районов) и переселяемыми гражданами на предоставление финансовой помощи. В силу утвержденного в феврале 2000 года Положения о порядке установления очередности выделения (приобретения) жилья для организаций открытого акционерного общества «Сахалинуголь» за счет средств государственной поддержки угольной отрасли по направлению «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» право на получение жилья по новому жительства (безвозмездная субсидия) предоставляется высвобожденным и высвобождаемым при ликвидации предприятий работникам шахт. При этом обязательным условием для включения в списки на переселение является стаж работы на предприятиях ОАО «Сахалинуголь» не менее 10 календарных лет. Согласно пунктам 10.5.3, 10.5.4, 10.5.10, 10.5.11 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков, финансируемых за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, утверждённого приказом Минэнерго от 19 июня 2002 года № 185, предоставление финансовой помощи (далее - безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников. Безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства Российской Федерации высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Таким образом, исходя из приведенных норм права обязанность по ведению списков переселяемых граждан, из числа высвобожденных в связи с ликвидацией шахт, имеющих стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, возлагалась на организации угольной промышленности и профсоюзные органы; указанные списки после их упорядочения подлежали передаче в установленном порядке органам местного самоуправления. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что факт включения Подтергеры А.С. в список на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств господдержки угольной промышленности им не доказан. Между тем, указанный вывод сделан без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и в частности, без выяснения вопроса о том, обращались ли стороны с запросом в ОГУ Государственный исторический архив Сахалинской области, где хранятся документы ликвидированных шахт, для истребования необходимых по существу спора документальных сведений. При таких данных, когда вопреки требованиям части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд первой инстанции не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, а суд кассационной инстанции не дал указанному нарушению надлежащей правовой оценки, обжалуемые судебные постановления подлежат отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права, а дело – направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Сахалинского областного суда, п о с т а н о в и л: решение Углегорского городского суда от 29 октября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 февраля 2011 года отменить. Дело направить в Углегорский городской суд на новое рассмотрение Председательствующий: М.Н. Король