о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты для получения социальной выплаты на приобретение жилья



Дело № 44г- 47 / 11 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Сахалинского областного суда

07 октября 2011 года г. Южно-Сахалинск

Президиум Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Короля М.Н.,

членов президиума – Втулкина В.А.,

Арефьевой С.Ю. и Усольцевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Прокопец Я.А.

рассмотрел гражданское дело по иску Дычок А.В. к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты «<данные изъяты>» на получение социальной выплаты для приобретения жилья

по надзорной жалобе Дычок А.В. на решение Углегорского городского суда от 21 октября 2010 го и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 29 марта 2011 года.

Заслушав доклад члена президиума Усольцевой И.В., президиум

у с т а н о в и л:

08 сентября 2010 года Дычок А.В. обратился в суд с иском к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности восстановить его в списке высвобожденных работников ликвидированной шахты «<данные изъяты>» на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в составе семьи из четырех человек.

В обоснование иска указал, что работал на шахте «<данные изъяты>» производственного объединения «Сахалинуголь», 30 апреля 1998 года был уволен в связи с ликвидацией предприятия и на момент увольнения имел 18-летний стаж работы в угольной промышленности. В период проведения ликвидационных мероприятий им было подано заявление на переселение в г. <данные изъяты> и он с составом семьи из четырех человек был включен в список № 5 работников шахты «<данные изъяты>», уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы в угольной промышленности более 10 лет, проживающих в благоустроенном жилье. Когда он стал интересоваться в администрации Углегорского муниципального района о движении очереди, ему было разъяснено, что в списке высвобожденных работников шахты «<данные изъяты>» для получения соответствующей социальной выплаты он не состоит. Ссылаясь на то, что состоял в указанном выше списке, заявлений об исключении из списка не подавал, и об исключении из списка не уведомлялся, истец просил заявленное требование удовлетворить.

Определением Углегорского городского суда от 30 сентября 2010 года по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение «Соцуголь» и Министерство энергетики Российской Федерации.

Решением Углегорского городского суда от 21 октября 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 29 марта 2011 года, в иске отказано.

Не согласившись с вышеназванными судебными постановлениями, 11 июля 2011 года Дычок А.В. обратился с надзорной жалобой, в которой просил их отменить в связи с существенным нарушением норм материального права. Указал, что необходимый для включения в список высвобожденных работников ликвидированной шахты «<данные изъяты>» стаж на получение мер социальной поддержки по переселению в другую местность он имеет, представил суду доказательства, подтверждающие его включение в первоначальный список № 5 работников шахты «<данные изъяты>», уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы более 10 лет в угольной промышленности, где он значится под номером 41, и где имеется графа для указания желаемого места переселения, однако суды этого не учли и необоснованно отказали в иске, исходя из ошибочного вывода о том, что включение в данный список не означает, что истец состоял на учете на приобретение жилья именно за счет средств поддержки угольной отрасли. Вместе с тем, указанный список подписан председателем ликвидационной комиссии шахты «<данные изъяты>», председателем профсоюзного комитета шахты, а также председателем профсоюзной организации НПГ России, и разработан в соответствии с пунктом 4 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющегося приложением к Постановлению Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523, и отвечает требованиям допустимости.

Определением судьи Сахалинского областного суда от 23 сентября 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В судебное заседание президиума Сахалинского областного суда лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств невозможности явки по уважительным причинам не представили, в связи с чем президиум находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По данному делу судами первой и кассационной инстанций такие нарушения допущены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до 1 января 2005 года было установлено, что приоритетными направлениями реструктуризации угольной промышленности является финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансирование мероприятий по социальной защите трудящихся, создание безопасных условий труда и финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.

Приложением к данному постановлению был предусмотрен Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, а пунктом 4 - закреплена реализация программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в том числе содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

Согласно пунктам 6, 7 Положения о содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам, утвержденного Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 15 ноября 1999 года, количество и списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно при формировании программ местного развития органами местного самоуправления шахтерского города (поселка, района) совместно с наблюдательными советами, администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности, передавшими в установленном порядке после их упорядочения списки очередников органам местного самоуправления, в увязке с объемами финансирования на указанные цели.

Составленные и рассмотренные администрациями и наблюдательными советами шахтерских городов (поселков, районов) с участием предприятий и профсоюзных организаций угольной промышленности списки граждан на переселение по форме согласно Приложению 1 представляются на согласование в Минтопэнерго России (Комитет по угольной промышленности при Минтопэнерго России).

Согласованные Минтопэнерго России списки являются основанием для заключения договоров между администрациями шахтерских городов (поселков, районов) и переселяемыми гражданами на предоставление финансовой помощи.

В силу утвержденного в феврале 2000 года Положения о порядке установления очередности выделения (приобретения) жилья для организаций открытого акционерного общества «Сахалинуголь» за счет средств государственной поддержки угольной отрасли по направлению «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» право на получение жилья по новому жительства (безвозмездная субсидия) предоставляется высвобожденным и высвобождаемым при ликвидации предприятий работникам шахт.

При этом обязательным условием для включения списки на переселение является стаж работы на предприятиях ОАО «Сахалинуголь» не менее 10 календарных лет.

В силу пунктов 10.5.3, 10.5.4, 10.5.10, 10.5.11 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков, финансируемых за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, утверждённого приказом Минэнерго от 19 июня 2002 года № 185, предоставление финансовой помощи (далее - безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

Безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства Российской Федерации высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности.

Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России.

Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм обязанность по ведению списков переселяемых граждан, из числа высвобожденных в связи с ликвидацией шахт, имеющих стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, возлагалась на организации угольной промышленности и профсоюзные органы; указанные списки после их упорядочения подлежали передаче в установленном порядке органам местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что истец не включен в список очередников из числа бывших работников шахты «<данные изъяты>» ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» на приобретение жилья за счет средств господдержки угольной промышленности по направлению финансирования «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», и что доказательств, подтверждающих факт обращения с заявлением о включении его в данный список, истцом не представлено.

Между тем, как подтверждается материалами дела, Дычок А.В. относится к числу граждан, высвобожденных в связи с ликвидацией шахты «<данные изъяты>», имеет стаж работы в угольной промышленности в количестве 18 лет, обладает правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, и состоял в Списке № 5 работников шахты «<данные изъяты>», уволенных по ликвидации, имеющих стаж работы в угольной промышленности более 10 лет, проживающих в благоустроенном жилье, и отражающем желаемое после переселения место жительство – г. <данные изъяты>, составленным председателем ликвидационной комиссии шахты «<данные изъяты>», председателем профсоюзной организации шахты «<данные изъяты>» и председателем теркома профсоюза угольной промышленности.

При таких данных, учитывая, что обязанность по надлежащему учету граждан, высвобожденных в связи с ликвидацией шахты, и имеющих право на переселение за счет средств государственной поддержки, законом возложена на организации угольной промышленности, профсоюзные органы, и органы местного самоуправления, недостатки в таком учете не могут служить основанием для отказа гражданину в восстановлении его в указанном выше списке, и не могут влечь отказа в защите нарушенного права.

Допущенное судом нарушение норм материального права повлекло и нарушение норм процессуального права, выразившееся в том, что, вопреки требованиям части 2 статьи 56 и Гражданского процессуального кодекса РФ, суд не обсуждал имеющий значение для правильного рассмотрения дела вопрос о составе семьи Дычок А.В. на день предъявления иска, и не принял мер для привлечения совершеннолетних членов семьи истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.

Поскольку судебные постановления по делу приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, они подлежат отмене по основаниям статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Сахалинского областного суда,

п о с т а н о в и л:

решение Углегорского городского суда от 21 октября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 29 марта 2011 года отменить.

Дело направить в Углегорский городской суд на новое рассмотрение.

Председательствующий: М.Н. Король