Дело № 44г – 55/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ президиума Сахалинского областного суда 02 декабря 2011 года город Южно-Сахалинск Президиум Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Короля М.Н., членов президиума – Втулкина В.А., Никулина В.А., Арефьевой С.Ю., Жуковской З.В., Усольцевой И.В. и Яненко Е.Ф. при секретаре судебного заседания Прокопец Я.А. рассмотрел гражданское дело по заявлению Батяйкиной В.А., Глебовой С.К., Сербина С.Н., Чунжековой Л.В. об оспаривании отказа администрации муниципального образования городской округ «Охинский» в выдаче копии документа, а также об оспаривании пунктов 3, 8 и 19 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444, по надзорной жалобе Министерства социальной защиты Сахалинской области на решение Охинского городского суда от 27 мая 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 июля 2011 года. Заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., президиум у с т а н о в и л: постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 17 июня 2008 года № 249 Батяйкина В.А., Сербин С.Н. и Чунжекова Л.В. поставлены на учет граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с ДД.ММ.ГГГГ года (с даты подачи первоначальных заявлений). Постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 20 февраля 2009 года № 51 на такой же учет с даты подачи первоначального заявления – с ДД.ММ.ГГГГ года поставлена Глебова С.К.. Постановлениями главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 и № 449 дата постановки на вышеуказанный учет Батяйкиной В.А., Сербина С.Н., Чунжековой Л.В. и Глебовой С.К. изменена соответственно на ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года (даты подачи полного пакета документов). 06 мая 2011 года Батяйкина В.А., Глебова С.К., Сербин С.Н. и Чунжекова Л.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании постановлений главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 и № 449 в части изменения дат их постановки на учет. Кроме того, просили признать незаконным отказ в выдаче им копии предписания Министерства социальной защиты Сахалинской области по итогам проверки работы администрации муниципального образования городской округ «Охинский», проведенной 26-29 октября 2010 года, которым непосредственно затрагиваются их права. В обоснование заявленных требований указали, что в мае-июне 1996 года они обратились в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» с заявлениями на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для выезда из районов Крайнего Севера и были поставлены на учет по дате подачи предварительной заявки. До 2008 года органы местного самоуправления не сообщали им о необходимости предоставления дополнительной информации и документов. Решением Охинского городского суда от 27 мая 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 июля 2011 года, заявленные требования удовлетворены, пункты 3, 8 и 19 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444, а также пункт 1 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 449 признаны незаконными. Этим же решением признан незаконным отказ администрации муниципального образования городской округ «Охинский» в выдаче Батяйкиной В.А., Глебовой С.К., Сербину С.Н. и Чунжековой Л.В. копии предписания Министерства социальной защиты Сахалинской области по итогам проверки работы администрации муниципального образования городской округ «Охинский», проведенной 26-29 октября 2010 года, в части непосредственно затрагивающей их права. Не согласившись с вышеуказанными судебными постановлениями, Министерство социальной защиты Сахалинской области обратилось с надзорной жалобой об их отмене в связи с существенным нарушением норм материального права, повлекшим необоснованное удовлетворение заявленных требований. В обоснование жалобы Министерство социальной защиты Сахалинской области указало, что в соответствии с действующим на момент возникновения спорного правоотношения законодательством право на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для выезда из районов Крайнего Севера имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет; Постановка на учет граждан, имеющих право на получение указанных выше социальных выплат, осуществлялась органами местного самоуправления на основании соответствующего пакета документов, обязанность по предоставлению которого лежала на гражданине. При этом, исходя из действовавшего нормативного регулирования, право гражданина на получение социальной выплаты не ставилось в прямую зависимость от даты получения заявления. Установив, что на момент подачи предварительных заявок Батяйкина В.А., Глебова С.К., Сербин С.Н. и Чунжекова Л.В. не предоставили необходимых правоустанавливающих документов, суды, по мнению Министерства социальной защиты Сахалинской области, неправомерно признали незаконными постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 и № 449 в оспариваемой заявителями части. По запросу судьи Сахалинского областного суда дело было истребовано в Сахалинский областной суд для проверки в порядке надзора, и определением судьи Сахалинского областного суда от 10 ноября 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда. В судебном заседании президиума Сахалинского областного суда лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств неявки по уважительным причинам не представили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ президиум находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и возражений, президиум находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в части по следующим основаниям. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. По данному делу такие нарушения судами первой и кассационной инстанции допущены. Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 10 декабря 1993 года № 1278 утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, которым определены основания и порядок предоставления гражданам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, в том числе осуществляемое с помощью банковского кредита. В частности, предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим свое право. При этом предусмотрено, что право на получение субсидии предоставляется гражданам, если уровень их месячного дохода в расчете на одного члена семьи не превышает предела, устанавливаемого органом, за счет средств которого предоставляются субсидии (пункты 1, 2 и 4 Положения). Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерством финансов Российской Федерации во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства разработаны Примерный перечень и формы необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидий на строительство или приобретение жилья, и предусмотрено, что предварительная заявка представляется представителем семьи, желающей получить субсидию на строительство или приобретение жилья, в орган, предоставляющий субсидию (орган местного самоуправления, министерство, ведомство, предприятие или организацию). К предварительной заявке прилагаются документы, подтверждающие право на получение субсидии: копия решения органа местного самоуправления или администрации и профсоюзной организации предприятия, организации, учреждения, подтверждающая принятие на учет по улучшению жилищных условий гражданина, подающего заявку с указанием даты постановки на учет; копия документа, подтверждающая право гражданина, подающего заявку, на льготное финансирование или кредитование строительства или приобретения жилья, выписка из домовой книги, заявление по форме № 2 представляется представителем семьи с согласия всех совершеннолетних членов семьи, желающих получить субсидию, в орган, предоставляющий субсидию, после подтверждения этим органом права заявителя на подачу заявления на основании предварительной заявки. К данному заявлению прилагаются справка о проверке жилищных условий, копия документа, подтверждающего право собственности на жилье, или справка БТИ с характеристикой индивидуального дома (части дома); выписка из домовой книги; документы, используемые для налогообложения физических лиц для определения их доходов, а также другие документы и сведения, необходимые для определения совокупного дохода семьи; копии документов о праве собственности на недвижимое имущество; копии документов, подтверждающих наличие у заявителя дополнительных средств, достаточных для строительства или приобретения жилья с помощью субсидии. Этим же актом Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства и Министерства финансов РФ (письмо от 03 марта 1994 года № БЕ-19-6/3), предусмотрено, что поданная гражданином предварительная заявка подлежит рассмотрению в органе, предоставляющем субсидию, в месячный срок, по истечении которого заявителю направляется решение о подтверждении его права на получение субсидии, либо о необходимости представления дополнительной информации. Аналогичные положения закреплены в постановлении губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201 и в «Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления, не направивший Батяйкиной В.А., Глебовой С.К., Сербину С.Н. и Чунжековой Л.В. в установленный срок сообщение о принятом по их предварительной заявке решении, нарушил права заявителей, а потому счел незаконным изменение даты их постановки на учет граждан-пенсионеров, имеющих право на получение жилищной субсидии, с даты подачи предварительной заявки на дату предоставления полного пакета документов. Между тем, по смыслу вышеприведенных норм права, регулирующих спорное правоотношение, сама по себе подача предварительной заявки на получение субсидии без предоставления необходимых документов не порождает обязанность по включению гражданина в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии. Как установлено судом первой инстанции на основе исследованных доказательств, на момент подачи в мае-июне 1996 года предварительных заявок необходимый пакет документов заявителями в орган местного самоуправления представлен не был. При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителей о признании незаконными оспариваемых постановлений в части дат их постановки на учет граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по Федеральному закону от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для оставления решения суда в указанной части без изменения. Поскольку допущенное судами неправильное применение норм материального права повлияло на исход дела и привело к существенному нарушению охраняемых законом публичных интересов, обжалуемые судебные постановления в части признания незаконными пунктов 3, 8 и 19 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444, и пункта 1 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 449 подлежат отмене по основаниям статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, а по делу в названной части надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Сахалинского областного суда п о с т а н о в и л: решение Охинского городского суда от 27 мая 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 июля 2011 года в части признания незаконными пунктов 3, 8, 19 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444, и пункта 1 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 449 отменить. В указанной части принять новое решение, которым Батяйкиной В.А., Сербину С.Н. и Чунжековой Л.В. в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 3, 8, 19 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444, и пункта 1 постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 449 отказать. В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения. Председательствующий: М.Н. Король