о включении периодов работы в специальный стаж



Дело № 44Г-7/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Сахалинского областного суда

13 апреля 2012 года город Южно-Сахалинск

Президиум Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего - Короля М.Н.

членов президиума - Никулина В.А., Усольцевой И.В. и Яненко Е.Ф.

при секретаре - Никитиной О.В.

рассмотрел гражданское дело по иску Пономарева А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области о признании незаконным решения об исключении периодов его трудовой деятельности из специального стажа, дающего право на назначение льготной пенсии, и о возложении обязанности включить эти периоды в специальный стаж

по жалобе Пономарева А.А. на вступившие в законную силу решение Долинского городского суда от 25 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Сахалинского областного суда Жуковской З.В., президиум

установил:

14 апреля 2011 года Пономарев А.А. в целях назначения ему доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» предъявил к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области иск об оспаривании изложенного в письме от 11 марта 2011 года № 1651 решения об исключении из специального стажа периодов его работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просил включить в указанный стаж следующие периоды работы на шахте «Долинская»:

- 2 и 3 февраля 1989 года, когда по месту работы ему были предоставлены донорские дни отдыха;

- четыре месяца профессиональной переподготовки, начиная с 27 мая 1981 года;

- с 29 января по 29 марта 1979 года, с 05 по 24 июня 1980 года, с 09 по 28 октября 1984 года и с 08 по 17 октября 1988 года, когда он призывался на военные сборы;

- с 15 по 29 августа 1983 года, с 03 по 18 марта 1986 года, с 06 по 18 февраля 1989 года, с 27 июня по 07 июля 1989 года, с 14 марта по 13 апреля 1991 года, с 23 апреля по 23 мая 1991 года, с 11 по 20 ноября 1992 года, когда выполнял работы в качестве рабочего 1-го разряда административно-бытового комплекса в связи с переводом на эту работу на основании заключения ВКК;

- периоды работы проходчиком с 1984 и 1991 годы;

- с 25 декабря 1986 по 09 января 1987 года, когда выполнял работы в качестве рабочего первого разряда ПТК в связи с переводом на эту работу на основании заключения ВКК;

- с 05 по 12 августа 1988 года, когда выполнял работы в качестве рабочего 1-го разряда подсобного хозяйства в связи с переводом на эту работу по заключению ВКК;

- с 10 июля 1996 по 19 июля 1997 года, когда выполнял работы в гараже в качестве рабочего 1-го разряда в связи с переводом на эту работу по заключению ВКК;

- с 11 по 28 декабря 1973 года и с 12 января по 30 июня 1974 года, когда выполнял работу в качестве ученика электрослесаря подземного.

Кроме этого, просил включить в указанный стаж период с 09 мая 1999 года по 02 августа 2000 года, когда он состоял на учете в Центре занятости населения в качестве безработного и получал соответствующее пособие.

Решением Долинского городского суда от 25 мая 2011 года Пономареву А.А. в удовлетворении исковых требований было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 августа 2011 года решение Долинского городского суда от 25 мая 2011 года отменено в части отказа Пономареву А.А. в иске о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области обязанности включить в специальный стаж периоды его работы в качестве ученика электрослесаря подземного и ученика проходчика и дело в этой части направлено на новое рассмотрение.

Вступившим в законную силу решением Долинского городского суда от 14 октября 2011 года Пономареву А.А. отказано в иске о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области обязанности включить в специальный стаж периоды его работы в качестве ученика электрослесаря подземного и ученика проходчика по тому основанию, что эти периоды его работы уже включены ответчиком в специальный стаж.

Указанное решение в суд второй инстанции не обжаловано.

12 января 2012 года (согласно почтовому штемпелю) Пономарев А.А. направил в Сахалинский областной суд жалобу на вступившие в законную силу решение Долинского городского суда от 25 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 августа 2011 года, просит их отменить по основанию неправильного применения норм материального права, повлекших необоснованный отказ в иске о включении в специальный стаж его работы периодов призыва на военные сборы, периодов временного перевода на другую работу по заключению ВКК с сохранением среднего заработка по основному месту работы, периода, когда он состоял на учете в Центре занятости населения в качестве безработного, донорских дней отдыха с сохранением среднего заработка и периода обучения на курсах проходчиков в филиале УКК шахты «<данные изъяты>».

По запросу судьи Сахалинского областного суда от 19 января 2012 года дело истребовано из суда первой инстанции и определением судьи Сахалинского областного суда от 22 марта 2012 года жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей Управления Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области Чайкиной Т.Н. и Хмелевской Н.Н., обсудив доводы жалобы и письменных возражений, президиум Сахалинского областного суда приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены и выразились они в следующем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ) лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующими в настоящее время «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, действительно не предусмотрено включение в специальный (льготный) стаж работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии, тех периодов, исключение которых оспаривает Пономарев А.А.

Однако, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из материалов дела следует, что с 15 октября 2000 года на основании подпункта «а» части первой статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и статьи 29 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера от 19февраля1993года N4520-1 (в редакции, действовавшей на день назначения заявителю пенсии) Пономареву А.А. по достижении возраста 45 лет была досрочно назначена пенсия по старости в максимальном размере при наличии у него общего трудового стажа - 39 лет 10 месяцев 19 дней и специального стажа - 29 лет 10 месяцев 26 дней (том 2 л.д. 5 и 23).

Согласно письму Управления Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области от 11 марта 2011 года № 1651 те периоды, о незаконности исключения которых из специального стажа заявлено в иске, действительно исключены из специального (льготного) стажа работы Пономарева А.А. (том 1 л.д. 11-13).

Как следует из материалов дела, в периоды призыва Пономарева А.А. на военные сборы, предоставления ему дополнительных дней отдыха в связи со сдачей крови (донорских дней), обучения его на курсах в филиале УКК шахты «<данные изъяты>» действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Согласно этому Положению всякая работа, при выполнении которой работник подлежал государственному социальному страхованию, обучение на курсах подготовки кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравнивается к работе, которая предшествовала или следовала за окончанием того периода, который включается в период работы для назначения пенсии на льготных условиях (пункт 109).

В соответствии со статьей 111 Кодекса законов о труде РСФСР от 09.12.1971 года (в редакциях, действовавших в периоды призыва Пономарева А.А. на военные сборы) на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Союза СССР и РСФСР эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, рабочим и служащим гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Рабочим и служащим, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности», предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этим законом.

Статьей 72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 года № 1950-VII также было предусмотрено сохранение места работы (должности) и среднего заработка за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на военные сборы.

Согласно статье 114 того же Кодекса рабочим и служащим, являющимся донорами, в день сдачи крови предоставляется день отдыха и по выбору работника еще один день отдыха на следующий день, либо присоединяется к отпуску с сохранением за эти дни среднего заработка.

При этом все рабочие и служащие подлежали обязательному государственному социальному страхованию, взносы на которое за счет государства осуществляли предприятия, учреждения, организации, с которыми рабочие и служащие состояли в трудовых отношениях (статьи 236, 237 КЗоТ РСФСР).

Пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года.

Из дела видно, и это не оспаривалось пенсионным органом, что в 2000 году при назначении Пономареву А.А. пенсии по старости досрочно были учтены периоды его призыва на военные сборы, время учебы на курсах подготовки кадров и донорские дни, когда за ним в это время по трудовому законодательству сохранялись место работы, средний заработок и производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

Имеет значение и то обстоятельство, что до призыва на военные сборы, до направления курсы в филиале УКК шахты «<данные изъяты>» и до предоставления дней отдыха в связи со сдачей крови, а также после этих периодов Пономарев А.А. выполнял работу, дающую ему право для назначения пенсии досрочно и которая была учтена пенсионным органом при назначении ему пенсии досрочно, как то предусматривалось «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590.

При разрешении спора суд первой инстанции положения приведенных выше норм материального права не применил, что повлияло на исход дела и повлекло необоснованный отказ Пономареву А.А. в удовлетворении этой части требований.

Судебная коллегия эту ошибку не исправила.

Исходя из изложенного и учитывая, что значимые для разрешения спора обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, с которыми стороны ознакомлены, президиум, отменяя обжалуемые судебные постановления в части, полагает возможным вынести в той же части новое решение об удовлетворении требования Пономарева А.А. о признании незаконным исключение из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующих периодов его работы на шахте «<данные изъяты>»: 2 и 3 февраля 1989 года, когда по месту работы ему были предоставлены донорские дни отдыха; время обучения на курсах в филиале УКК шахты «<данные изъяты>» с 27 мая по 05 июля 1981 года; время призыва на военные сборы с 29 января по 29 марта 1979 года, с 05 по 24 июня 1980 года, с 09 по 28 октября 1984 года и с 08 по 17 октября 1988 года.

Соответственно подлежит удовлетворению требование о включении указанных периодов в стаж работы, дающей право для досрочного назначения пенсии в целях назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В остальной части жалоба Пономарева А.А. (о включении в специальный стаж времени выполнения другой работы по переводу на основании заключения ВКК и времени, когда он получал пособие по безработице) удовлетворению не подлежит, учитывая, что обжалуемые судебные постановления в этой части не противоречат нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л:

решение Долинского городского суда от 25 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 августа 2011 года в части отказа Пономареву А.А. в удовлетворении иска о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области об исключении из специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов во время работы на шахте «<данные изъяты>»: донорские дни отдыха 2 и 3 февраля 1989 года; время обучения на курсах в филиале УКК шахты «<данные изъяты>» с 27 мая по 05 июля 1981 года; время призыва на военные сборы с 29 января по 29 марта 1979 года, с 05 по 24 июня 1980 года, с 09 по 28 октября 1984 года и с 08 по 17 октября 1988 года, а также в части отказа во включении этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о т м е н и т ь.

Признать незаконным изложенное в письме Управления Пенсионного фонда РФ по Долинскому району Сахалинской области от 11 марта 2011 года № 1651 решение об исключении из специального стажа указанных периодов его работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в целях назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» следующие периоды работы Пономарева А.А. на шахте «<данные изъяты>»: донорские дни отдыха 2 и 3 февраля 1989 года; время обучения на курсах в филиале УКК шахты «<данные изъяты>» с 27 мая по 05 июля 1981 года; время призыва на военные сборы с 29 января по 29 марта 1979 года, с 05 по 24 июня 1980 года, с 09 по 28 октября 1984 года и с 08 по 17 октября 1988 года.

В остальной части решение Долинского городского суда от 25 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 августа 2011 года оставить без изменения.

Председательствующий - М.Н. Король