Судья – Иголкина Л.В. Докладчик – Азаров Г. М. 17 августа 2010 года г. Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего Азарова Г.М. судей Исайкина А.Ю. и Костромцовой Е.И. при секретаре Хабисламовой Т.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Южно-Сахалинска об оспаривании Постановления мэра города Южно-Сахалинска от 03 августа 2009 года № 1368 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных иных помещений» по кассационному представлению участвующего в деле прокурора Ткаченко О.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 апреля 2010 года, которым в удовлетворении заявления отказано. Заслушав доклад судьи Азарова Г. М., выслушав прокурора Бабицкую М.В., поддержавшую представление, представителя администрации г. Южно-Сахалинска Палестинову Н.Ф., возражавшую против доводов представления, судебная коллегия у с т а н о в и л а: 28 января 2010 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления мэра города Южно-Сахалинска от 03 августа 2009 года № 1368 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных иных помещений». В обоснование заявления указал, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой было установлено, что утвержденный постановлением мэра города Порядок предоставления жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных иных помещений в части предоставления жилых помещений противоречит действующему законодательству, поскольку право устанавливать порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма названных категорий лиц не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Полагает, что такой порядок представления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, может быть установлен только федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В судебном заседании помощник прокурора г. Южно-Сахалинска Ткаченко О.А. настаивала на удовлетворении заявления. Представитель администрации г. Южно-Сахалинска Палестинова Н.Ф. возражала против удовлетворения заявления. Решением суда в удовлетворении заявления отказано. Участвующим в деле прокурором подано кассационное представление на решение суда, в котором поставлен вопрос о его отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Со ссылкой на ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, прокурор считает, что порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей может быть установлен только Федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Органы местного самоуправления не наделены правом определять порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц. На кассационное представление представителем администрации города Южно-Сахалинска Хон З.А. поданы возражения в которых просит решение суда оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям п.4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с неправильным применением норм материального права. Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление издано органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий. Однако такой вывод суда является ошибочным. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 35 ч. 1 ст. 4 Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних в части обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений. Таким образом, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может быть установлен только федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в решении Сахалинского областного суда от 17 июля 2009 года, вступившим в законную силу 27 июля 2009 года (л.д.19-25). Поскольку, постановив решение, суд неправильно применил нормы материального права, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 апреля 2010 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления прокурора. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вынесения данного решения Постановление мэра города Южно-Сахалинска от 03 августа 2009 года № 1368 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных иных помещений». Председательствующий Г.М. Азаров Судьи А.Ю. Исайкин Е.И. Костромцова