О признании бездействия незаконным



Судья – Забырько О. А. Дело

Докладчик – Костромцова Е. И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Прокопец Л. В.,

судей Вишнякова О. В., Костромцовой Е. И.,

при секретаре судебного заседания Седых Н. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по оснащению больницы необходимым медицинским оборудованием

по кассационной жалобе представителя ответчика Лукашенко В. П.

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 августа 2010 года, которым признано незаконным бездействие администрации федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области по непринятию мер к созданию надлежащих условий содержания отбывающих наказание осуждённых.

На администрацию федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оснащению операционного блока вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой, обеспечить подвод в перевязочный кабинет областной больницы при федеральном бюджетном учреждении исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области горячей воды, получить разрешение на допуск к эксплуатации наркозно-дыхательного аппарата РО-9н, заполнить баллоны закисью азота (для общей анестезии), приобрести шовный материал, стерильные растворы, одноразовые наборы для катетеризации вен, плевральных пункций, оснастить указанную областную больницу эндоскопическим оборудованием для проведения исследования желудка и кишечника осуждённых, кабинет офтальмолога оборудовать налобным рефлектором, таблицей для измерения остроты зрения, щелевой лампой.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Костромцовой Е. И., объяснение прокурора Бабицкой М. В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

28 июня 2010 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию надлежащих условий содержания отбывающих наказание осуждённых, возложении обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оснащению операционного блока вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой, обеспечить подвод в перевязочный кабинет областной больницы при федеральном бюджетном учреждении исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области горячей воды, получить разрешение на допуск к эксплуатации наркозно-дыхательного аппарата РО-9н, заполнить баллоны закисью азота (для общей анестезии), приобрести шовный материал, стерильные растворы, одноразовые наборы для катетеризации вен, плевральных пункций, оснастить указанную областную больницу эндоскопическим оборудованием для проведения исследования желудка и кишечника осуждённых, кабинет офтальмолога оборудовать налобным рефлектором, таблицей для измерения остроты зрения, щелевой лампой.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено, что ответчик нарушает права осуждённых на надлежащие санитарно-эпидемиологические условия отбывания наказания, поскольку в областной больнице федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области отсутствуют необходимое оборудование и аппаратура, водоснабжение, не налажена подача кислорода, баллоны с закисью азота не заполнены, нет шовного материала, функциональных одноразовых наборов.

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области.

В судебном заседании прокурор, представители управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Сахалинской области Маркелов А. А. и управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области Филиппова О.В., привлечённых к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, исковые требования поддержали.

Представители федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области и управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежаще. В письменном отзыве начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области Брант В. А. против удовлетворения иска возражал, просил производство по делу прекратить.

Судом принято приведённое выше решение, которое представитель федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области Лукашенко В. П. в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на отсутствие у прокурора полномочий для обращения в суд с заявленными требованиями. Соблюдение требований СанПиН № 3.1.2485-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», которые не являются законом, не может быть предметом надзора прокуратуры. Вывод суда о неопределенности круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд, полагает ошибочным, поскольку данный круг лиц определён и подлежащим учёту. Прокурор не представил доказательств бездействия ответчика, отражённые в акте отсутствие шовного материала и эндоскопического оборудования не свидетельствуют о таком бездействии. Кроме того, ссылается на то обстоятельства, что федеральное бюджетное учреждение исправительная колония № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области является бюджетным учреждением.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Право осуждённых на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1.

В пункте 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно пунктам 11 и 12 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640/190, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических, противоэпидемических правил и нормативов является обязанностью работников (сотрудников) Учреждений.

Глава IV постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 февраля 2009 года № 9 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2485-09» (далее по тексту Правил) определяет основные принципы профилактики внутрибольничных инфекций, где пунктом 4.25 установлено: гигиена рук медицинского персонала включает гигиеническую обработку рук и обработку рук хирургов (а также специалистов, участвующих в проведении оперативных вмешательств).

Согласно пункту 5.3. Правил операционный блок оборудуют вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой.

Из пункта 2.1 Положения об областной больнице федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, утверждённого 27 августа 2008 года, следует, что областная больница федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области оказывает квалифицированную медицинскую помощь спецконтингенту, содержащемуся в подразделениях УФСИН по Сахалинской области при наличии медицинских показаний, и некоторые виды специализированной помощи (л.д.160-161).

Из акта проверки соблюдения федеральным бюджетным учреждением исправительной колонией № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области требований закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проведённой прокуратурой города Южно-Сахалинска ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании операционного блока выявлено отсутствие работающей наркозно-дыхательной аппаратуры (в наличии один аппарат РО-6, который не имеет допуска к работе); отсутствует подача кислорода; баллоны с закисью азота (для общей анестезии) не заполнены; отсутствует шовный материал, одноразовые наборы для катетеризации вен, плевральных пункций; в перевязочной отсутствует вода; нет эндоскопического оборудования для проведения исследования желудка и кишечника. В кабинете офтальмолога отсутствует налобный рефлектор, таблица для измерения остроты зрения, щелевая лампа (л.д.64-65).

Отсутствие названных медицинских инструментов и оборудования, а также отсутствие действующего договора на медицинское оборудование и проточной воды подтверждается также справкой проверки учреждения, проведённой специалистами Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области (л.д.10-31), и актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.214-220).

В связи с выявленными нарушениями в отношении федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Сахалинской области возбуждены дела о совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.228-236).

При таких данных, суд первой инстанции, установив бездействие администрации федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер к созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в данном учреждении, правомерно удовлетворил исковые требования.

Доказательств, опровергающих установленные по делу фактические обстоятельства, ответчики в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представили.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие у прокурора полномочий для обращения в суд с заявленными требованиями, несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании закона, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так как круг лиц, находящихся в федеральном бюджетном учреждении исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, постоянно меняется, его следует считать неопределённым.

То обстоятельство, что исправительная колония № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области является федеральным бюджетным учреждением, не свидетельствует об отсутствии у администрации исправительного учреждения обязанности выполнять требования действующего законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах, при правильном толковании и применении норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 347, статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области Лукашенко В. П. – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л. В.

Судьи: Вишняков В. В.

Костромцова Е. И.