Судья –Домникова Л.В. Дело № Докладчик – Малеванный В.П. 16 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего - Никулина В.А., судей - Кривулько В.В. и Малеванного В.П., при секретаре судебного заседания – Юхно Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Поронайска к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ инвалиду- колясочнику Вороновой Зое Арсентьеве в здание (подъезд дома), по кассационной жалобе главы администрации городского округа «Поронайский» Радомского А.М. на решение Поронайского городского суда от 31 августа 2010 года, которым на администрацию городского округа «Поронайский» возложена обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Вороновой Зое Арсентьевне в здание- подъезд дома, расположенный по адресу: <адрес>. Отказано в удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора к Комитету по управлению муниципальной собственности администрации городского округа «Поронайский». Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Малеванного В.П., судебная коллегия у с т а н о в и л а: 25 июня 2010 года Прокурор города Поронайска обратился в защиту интересов Вороновой З.А. в суд с иском к администрации городского округа «Поронайский», указав, что Воронова З.А. является инвалидом-колясочником. В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подъезд дома по месту жительства Вороновой З.А.- <адрес> не оборудован устройствами для беспрепятственного доступа инвалида Вороновой З.А. в подъезд дома, перемещения в нем и на верхние этажи дома. Поскольку ответчиком не соблюдаются требования федерального закона от 24 ноября 1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прокурором города Поронайска заявлены требования о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности установить в подъезде дома <адрес> (по месту жительства Вороновой З.А.) необходимые приспособления (устройства), обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалида-колясочника в здание (подъезд дома), перемещение в нем и на его верхние этажи, в соответствии с требованиями федерального закона. ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил возложить на администрацию городского округа «Поронайский» обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалиду- колясочнику Вороновой З.А. в здание (подъезд дома), путем установки пандуса и поручней в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Определением Поронайского городского суда от 19 июля 2010 года к участию в деле привлечен соответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Поронайский» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство социальной защиты Сахалинской области. В судебном заседании помощник прокурора Кладко А.С. на иске настаивал. В судебном заседании представитель администрации городского округа «Поронайский» и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Поронайский» Артемьева Т.А. с иском не согласилась. В судебное заседание Воронова З.А. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора-Министерства социальной защиты Сахалинской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе глава администрации городского округа «Поронайский» Радомский А.М. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывает, что в силу части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос об устройстве пандусов и поручней в подъезде жилого дома относится к компетенции собственников жилых помещений в доме. Судом не было учтено что исходя из смысла Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» оборудование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур специальными приспособлениями для доступа инвалидов производится при их проектировании или строительстве. Так же суд не учел, что в силу части 5 статьи 15 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Указывает на то, что жилой дом, в котором проживает Воронова З.А. был построен в 1989 году и проектно- сметная документация дома не предусматривает обустройство его пандусами. Возражая против удовлетворения кассационной жалобы исполняющий обязанности прокурора города Поронайска Мартынов Д.А. просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке пункта 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям. При этом, в силу частей 2 и 5 этой же статьи названного Федерального закона, не допускается разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Градостроительного кодекса Российской Федерации совместным постановлением от 22 декабря 1999 года № 74/51 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства труда и социального развития Российской Федерации разработан и утвержден «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» (далее - Порядок). Данным правовым актом определен порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию, а также регламентированы основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Согласно содержанию пунктов 1, 3, 4, 12, 15, 17, 19 и 24 Порядка, требования по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные Федеральным законом и иными, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, должны соблюдаться заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора РФ (Госархстройнадзора России) при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов. Из приведенных выше норм права следует, что реализация требований доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возможна при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, а последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Из дела видно, что дом <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, устройствами для беспрепятственного доступа инвалида в подъезды дома и к расположенным на его этажах жилым помещениям не оборудован. Реконструкция дома в настоящий момент не производится. Последовательность работ для создания инвалидам доступности к данному объекту социальной инфраструктуры, согласно приведенному выше Порядку, не определена. При таких данных у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Поронайского городского прокурора и возложения на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалида в подъезд дома путем установки пандуса и поручней. На основании установленных по делу обстоятельств судебная коллегия находит решение Поронайского городского суда от 31 августа 2010 года, в части возложения на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Вороновой З. А. в подъезд дома по адресу: <адрес> подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе Поронайскому городскому прокурору в удовлетворении требований в указанной части, не передавая дело на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Поронайского городского суда от 31 августа 2010 года, в части удовлетворения исковых требований Поронайского городского прокурора о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Вороновой Зое Арсентьевне в здание- подъезд дома, расположенный по адресу: <адрес>, организовать установку пандуса и поручней- отменить. Вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора к администрации городского округа «Поронайский». В остальной части решение Поронайского городского суда от 31 августа 2010 года оставить без изменения. Председательствующий: Никулин В.А. Судьи: Кривулько В.В. Малеванный В.П.