О взыскании денежных средств



Судья – Захаров А. В. Дело

Докладчик – Костромцова Е. И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Прокопец Л. В.,

судей Вишнякова О. В. и Костромцовой Е. И.,

при секретаре судебного заседания Седых Н. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самаревой Елены Владимировны, Самарева Петра Петровича к Министерству финансов Российской Федерации, управлению федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании денежных средств

по кассационной жалобе Самаревой Е. В., Самарева П. П.

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 июня 2010 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Костромцовой Е. И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Самарева Е. В. и Самарев П. П. обратились в Южно-Сахалинский городской суд с иском к управлению федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании денежных вкладов, хранящихся в Сберегательном банке Российской Федерации, отрытых до 1992 года, с учетом индексации в сумме 6 617 567 рублей 76 копеек.

В обоснование, ссылаясь на положения статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали, что в результате проведённой государством в 1992 году деноминации заработанные ими денежные средства в размере 29000 рублей обесценились, и они не смогли приобрести для себя жилье. Считают, что государство обязано возвратить им заработанные ими деньги в полном объёме с учётом инфляционной индексации.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 29 марта 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, а 12 мая 2010 года судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Южно-Сахалинского отделения № 8567 Сбербанка России.

16 марта истцы представили заявление, в котором просили взыскать 6617567 рублей 76 копеек Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании представители Самаревой Е. В. – Самарев А. П. и Самарев М. П. иск поддержали.

Представитель управления федерального казначейства по Сахалинской области и Министерства финансов Российской Федерации Ефанова В. В. и представитель акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Южно-Сахалинского отделения № 8567 Кривулько В. В. исковые требования не признали.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежаще, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Судом принято приведённое выше решение, которое истцы в кассационной жалобе просят отменить и принять по делу новое решение, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Самарева П. П. 5344773 рубля 97 копеек, в пользу Самаревой Е. В. – 1230556 рублей 84 копейки. В обоснование ссылаются на применение судом Федерального закона № 87-ФЗ от 06 июля 1996 года «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ», Федерального закона № 21-ФЗ от 04 февраля 1999 года «О базовой стоимости необходимого социального набора», действие которых приостановлено до 01 января 2012 года. Поскольку государство принятием Федерального закона от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» признало долг перед своими гражданами, оно должно компенсировать им обесцененные сбережения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путём помещения денежных средств, в числе прочих, на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года.

В соответствии со статьёй 2 данного Закона гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.

Порядок перевода гарантированных сбережений граждан устанавливается соответствующими федеральными законами (статья 12 Закона).

До полного исполнения Федерального закона от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ принято несколько указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации с целью позволить некоторым социально незащищенным группам населения получить частичную компенсацию их сбережений: Указы Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 733 и от 02 декабря 1997 г. № 1269, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 677, от 20 мая 1999 г. № 553, от 19 апреля 2000 г. № 352, от 19 марта 2001 г. № 222, от 13 марта 2002 г. № 152.

Общий объем средств на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан, размер компенсационных выплат по вкладам, а также перечень категорий граждан, которым предусматриваются эти выплаты, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом объём средств, направляемых на компенсационные выплаты по сбережениям граждан, ежегодно увеличивается и расширяется перечень категорий граждан, которым эти выплаты предусматриваются. В первую очередь, компенсационные выплаты по вкладам производятся гражданам старшей возрастной группы и инвалидам.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 24.07.2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 1002 утверждены Правила осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сбербанке России, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом.

Размер компенсации определяется с учетом срока хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам. Размер дополнительной компенсации определяется с учетом срока хранения вкладов и не уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) по вкладам.

Федеральным законом от 24.11.2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено продолжить компенсационные выплаты по вкладам в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 года. В 2009 году выплата компенсации в размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.) и дополнительной компенсации в таком же объеме предусмотрена гражданам по 1966 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан).

Вклады граждан, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации и дополнительной компенсации, не подлежат в 2008-2009 гг. повторной компенсации и дополнительной компенсации в соответствии с указанными Федеральными законами.

Судом первой инстанции установлено, что общая сумма вкладов Самарева П.П. на период 1991 года составляет 17385 рублей 13 копеек, а Самаревой Е. В. - 4006 рублей 31 копейка.

Из материалов дела следует, что истцы подпадают по категорию граждан, которым подлежит компенсационная выплата по вкладам в Сберегательном банке. Данная компенсационная выплата начислена в полном объёме, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ОАО АКБ СБ РФ Южно-Сахалинское отделение № 8567 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87).

В Определении от 21 апреля 2005 года № 157-О Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что законодатель вправе ограничить права (в том числе имущественные) одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других и положения Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» носят именно такой характер.

Федеральным законом от 06 июля 1996 г. № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», Федеральным законом от 04 февраля 1999 г. № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» был определён порядок расчета долговой стоимости гарантированных сбережений через необходимый социальный набор, однако действие данного закона приостановлено Федеральным законом от 24 ноября 2008 года № 206-ФЗ на период с 01 января 2009 года по 01 января 2012 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии нормативно-правовых актов, предусматривающих порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, на основании которых возможно произвести полное восстановление ценности сбережений истцов, созданных ими путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк России. Данный вывод основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, достаточно подробно и мотивированно изложен в решении суда.

Доводы в кассационной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Каких-либо иных оснований и доводов, помимо приведённых истцами в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, в кассационной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная юридическая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 347, статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Самаревой Елены Владимировны, Самарева Петра Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л. В.

Судьи: Вишняков В. В.

Костромцова Е. И.