Судья – Плешевеня О.В. Дело № Докладчик – Прокопец Л.В. 02 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Прокопец Л.В., судей – Вишнякова О.В., Костромцовой Е.И., при секретаре – Седых Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Невельского городского прокурора в интересах Фалалеевой Светланы Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району о взыскании компенсации расходов по выезду на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - по кассационной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Попковой Л.Н. на решение Невельского городского суда от 02 сентября 2010 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено: Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области в пользу Фалалеевой Светланы Леонидовны компенсацию расходов по выезду на постоянное место жительства в сумме 51.983 рубля 95 копеек, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1.759 рублей 52 копейки. Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: 21 мая 2010 года Невельский городской прокурор в интересах Фалалеевой С.Л. обратился к мировому судье судебного участка №8 по Невельскому району с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ по <адрес>) о взыскании компенсации расходов по выезду на новое место жительства в сумме 51.983 рубля 95 копеек. В обоснование заявленных требований он указал, что истица является неработающим пенсионером по старости. В июне 2009 года она выехала из г.Невельска Сахалинской области на новое место жительства в <адрес>, и понесла расходы на переезд в сумме 51.983 рубля 95 копеек. Обратившись к ответчику по вопросу оплаты указанных расходов, получила отказ. Отметил, что право на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закреплено в Постановлении Правительства РФ от 11 августа 1992 года №572, а в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 10.01.2003г.) - гарантии и компенсации, установленные данным Законом, являются расходными обязательствами РФ в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. Определением и.о. мирового судьи судебного участка №8 по Невельскому району от 07 июля 2010 года гражданское дело передано по подсудности в Невельский городской суд. В судебном заседании помощник Невельского городского прокурора Зотов Д.В. исковые требования поддержал. Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще. Представитель ГУ – УПФ РФ по Невельскому району - Ефимова О.А. с исковыми требованиями не согласилась. Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует заместитель начальника ГУ – УПФ РФ по Невельскому району Попкова Л.Н., просит решение суда отменить и принять новое решение. В своей кассационной жалобе она указывает, что судом при рассмотрении дела были нарушены нормы материального права. Считает, что суд необоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Пенсионный фонд РФ. Отмечает, что в соответствии с Порядком выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 года №572, средства Пенсионного фонда РФ не относятся к источнику финансирования указанных расходов, а соответствующая выплата пенсионерам производится бухгалтериями администраций городских, районный, сельских и поселковых Советов по последнему месту жительства. Считает, что ответственность перед пенсионерами должно нести Министерство финансов РФ, которое не предусмотрело выделение соответствующих финансовых средств из федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности перед пенсионерами. Полагает, что поскольку в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступали денежные средства на компенсацию соответствующих расходов, а Правительством РФ не исполнены требования Закона РФ №4520-1 в части определения порядка компенсации расходов по проезду в отпуск и переезду к новому месту жительства и требования Конституционного Суда РФ, изложенные в определении от 25 декабря 2003 года №509-О, источником финансирования соответствующих расходов является федеральный бюджет РФ. Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Бабицкой М.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения. Право пенсионеров на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Пунктом 1 названного постановления установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам в размере 100 процентов произведенных затрат. В принятом впоследствии Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 10.01.2003) предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации (ст. 3). При этом источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд РФ - для лиц, получающих государственные пенсии (ст.4). Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а из бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований - соответствующими органами этих образований. 22 августа 2004 года был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», которым внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1. В соответствии со статьями 3 и 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 22 августа 2004 года) гарантии и компенсации для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению лиц за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными актами Российской Федерации и являются расходными обязательствами Российской Федерации в части касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Федеральным законом № 122-ФЗ отменено не было, следовательно, в силу статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит применению в части, не противоречащей действующему законодательству. Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не исключает права пенсионеров, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, на возмещение понесенных ими расходов по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест. Органом, обязанным к возмещению затрат, понесенных лицами, получающими трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, на реализацию гарантий и компенсаций, предоставленных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Фалалеева С.Л. является неработающим пенсионером, проживавшим в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. В июне 2009 года она выехала на постоянное место жительства в <адрес> и понесла при этом расходы в сумме 51.983рубля 95 копеек. Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Фалалеевой С.Л. права на компенсацию расходов в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и обосновано взыскал с ответчика понесенные истицей расходы. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении, и оснований не согласиться этими выводами судебная коллегия не усматривает. Довод кассационной жалобы о том, что ГУ – УПФ РФ по Невельскому району является ненадлежащим ответчиком по данному делу, был предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашел свое отражение в решении суда, обоснованно был признан судом несостоятельным. Каких-либо иных доводов и обоснований, помимо изложенных представителем ответчика в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится. При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Невельского городского суда от 02 сентября 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя начальника ГУ–УПФ РФ по Невельскому району Сахалинской области Попковой Л.Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Прокопец Л.В. Судьи: Вишняков О.В. Костромцова Е.И.