О признании действий незаконными



Судья - Иголкина Л.В. Дело

Докладчик - Прокопец Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2010 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Вишнякова О.В., Кривулько В.В.,

при секретаре – Никитиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Гаршениной Татьяны Александровны к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска о признании действий по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности произвести данное согласование, -

по кассационной жалобе представителя ДАГУН г.Южно-Сахалинска Богуновой Н.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 09 июня 2010 года, которым заявленные требования удовлетворены и постановлено:

Признать действия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска по отказу в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - незаконными.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска согласовать Гаршениной Т.А. границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска государственную пошлину в пользу Гаршениной Т.А. в размере 200 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

29 марта 2010 года Гаршенина Т.А. обратилась в суд с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН г.Южно-Сахалинска) о признании действий по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности произвести данное согласование.

В обоснование заявленных требований она указала, что в ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о предоставлении земельного участка, площадью 1.500 кв.м под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. По истечении месячного срока со дня публикации в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений в отношении испрашиваемого земельного участка не поступило ни одной заявки. Для оформления земельного участка на свое имя она выполнила топографическую съемку земельного участка и подала документы в ДАГУН на согласование его границ. Однако ДАГУН г.Южно-Сахалинска на ее неоднократные обращения о согласовании границ указанного земельного участка ответил отказами. В связи с этим она вынуждена обратиться в суд с настоящим заявлением и просить о признании действий ответчика по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными и о возложении обязанности произвести данное согласование.

14 мая 2010 года Гаршенина Т.А. уточнила свои требования, просила признать действия ДАГУН г.Южно-Сахалинска по отказу в согласовании границ земельного участка по адресу <адрес>, изложенного в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ДАГУН г.Южно-Сахалинска согласовать границы этого земельного участка.

В судебном заседании Гаршенина Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска - Бородина О.Н. возражала против удовлетворения этих требований.

Представители третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области Еремеев О.И. и Киселев О.Л. полагали требования Гаршениной Т.А. подлежащими удовлетворению.

Суд постановил приведенное выше решение, которое обжалует представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска Богунова Н.В., просит решение суда отменить.

В своей кассационной жалобе она указывает, что суд не принял во внимание доводы представителя ДАГУН г.Южно-Сахалинска о том, что отказ в согласовании границ спорного земельного участка был связан с несоответствием расположения земельного участка градостроительной документации и расположения его за границами генерального плана п.Березняки. Отметила, что согласно градостроительному законодательству земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут быть предоставлены только в пределах границ генерального плана городского округа или отдельного населенного пункта, а обязанность органа местного самоуправления по согласованию границ земельных участков для строительства возникает в данных границах. Обратила внимание, что согласование спорного земельного участка за пределами генерального плана, утвержденного решением Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , является незаконным и противоречит территориальному развитию п.Березняки, что строительство в данном районе не предусмотрено. Ссылаясь на нормы градостроительного законодательства, регулирующие четко регламентированный порядок включения и исключения земельных участков в границы населенных пунктов, указала, что заявительница в ДАГУН г.Южно-Сахалинска с заявлением о включении или исключении спорного земельного участка в границы населенного пункта п.Березняки не обращалась, что порядок включения земельного участка в границы населенного пункта п.Березняки не был соблюден, а, следовательно, оснований для согласования границ испрашиваемого земельного участка у ДАГУН не имелось.

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Гаршенину Т.А., возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно статье 245 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 №160) - предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Гаршенина Т.А. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 2.000 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Губернские ведомости» опубликовано сообщение Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. По истечении месяца со дня опубликования сообщения заявлений от других лиц не поступило, в связи с чем Комитетом принято решение (в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ ) о предоставлении данного участка для жилищного строительства в аренду Гаршениной Т.А..

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении Комитетом по управлению государственным имуществом Сахалинской области процедуры предоставления спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и о возникновении у истицы права на обращение к ДАГУН г.Южно-Сахалинска с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка, поскольку указанная обязанность входит в компетенцию этого органа в соответствии с Положением о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» - межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Пункт 6 названной статьи предусматривает, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

В силу пунктов 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, - установление границ земельного участка производится на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем-производителем работ.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ДАГУН г. Южно-Сахалинска с заявлением о согласовании границ земельного участка для проведения межевания, приложив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес был направлен ответ об отказе в удовлетворении ее заявления, в связи с тем, что земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана с.Березняки. ДД.ММ.ГГГГ Гаршенина Т.А. повторно обратилась к начальнику ДАГУН г.Южно-Сахалинска с предложением согласовать границы земельного участка, расположенного в <адрес> и предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, и ДД.ММ.ГГГГ ей вновь было отказано по аналогичным основаниям.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные Гаршениной Т.А. требования, признав действия ДАГУН г.Южно-Сахалинска незаконными и возложив на него обязанность согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> поскольку обязанность ДАГУН г.Южно-Сахалинска согласовать границы земельного участка прямо указана в п.6 ст.38 Закона о кадастре, п.п. 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию и п.п.3.3.8, 3.3.9 и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте; предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, выделенного Гаршениной Т.А. для индивидуального строительства, не имелось; данный участок соответствует действующей градостроительной документации, расположен в пределах границ утвержденного генерального плана п.Березняки, не обременен правами третьих лиц и не ограничен в обороте. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении. Оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Каких-либо иных обоснований и доводов, помимо приводимых представителем ДАГУН г.Южно-Сахалинска в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 09 июня 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Департамента, архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска Богуновой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий : Прокопец Л.В.

Судьи : Вишняков О.В.

Кривулько В.В.