О признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение



Судья – Богомолова Ю.А. Дело

Докладчик – Рогова Л.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 октября 2010 года город Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Роговой Л.В.

судей – Костромцовой Е.И. и Кривулько В.В.

при секретаре судебного заседания –Кислых А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Переваловой Елены Дмитриевны о признании незаконным отказа мэра и вице-мэра Корсаковского городского округа, администрации этого округа в переводе нежилого помещения в жилое помещение

по кассационной жалобе заявителя и ее представителя Баевского В.Е. на решение Корсаковского городского суда от 2 сентября 2010 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Роговой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Перевалова Е.Д. является владельцем одноэтажного дома, общей площадью 30 кв.м., расположенного в садоводческом товариществе «Рыбник» села Третья Падь Корсаковского района, которое имеет назначение нежилого помещения.

11 августа 2010 года Перевалова Е.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа исполняющего обязанности мэра Корсаковского городского округа ФИО1 и мэра этого округа ФИО2 о переводе указанного нежилого помещения в жилое, признании незаконным действия (бездействия) указанных должностных лиц по непередаче ее заявления на рассмотрение в межведомственную комиссию и возложении на них обязанности по передаче данного заявления с приложенными документами в межведомственную комиссию для принятия решения, а также взыскании с администрации округа расходов в общей сумме 11090 рублей.

В обоснование заявления Перевалова Е.Д. указала, что обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о переводе указанного нежилого помещения в жилое, на которое ей был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью исполняющего обязанности мэра округа ФИО1 об отсутствии оснований для такого перевода, поскольку дом находится на земле сельскохозяйственного назначения. Впоследствии она обратилась повторно с аналогичным заявлением приложив технический паспорт на дом и поэтажный план. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью мэра округа ФИО2 ей вновь отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на первое письмо. Данные письма считает необоснованными, поскольку ее заявление подлежало рассмотрению коллегиальным органом – межведомственной комиссией, а не единолично должностными лицами, которые должны были передать ее заявление на рассмотрение данной комиссии.

27 августа 2010 года представитель заявителя Баевский В.Е. уточнил заявленные требования и просил признать незаконными указанные выше письменные отказы от 25 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на главу округа ФИО2 рассмотреть заявление в соответствии с требованиями статей 22-24 Жилищного кодекса РФ с привлечением межведомственной комиссии, а также о возложении обязанности на ФИО2 по результатам рассмотрения заявления принять решение о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в соответствии с указанными требованиями и дать заявителю ответ по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением суда от 2 сентября 2010 года производство по делу в части требований о признании незаконным действия (бездействия) указанных должностных лиц по непередаче заявления Переваловой Е.Д. на рассмотрение в межведомственную комиссию и возложении на них обязанности по передаче данного заявления с приложенными документами в межведомственную комиссию для принятия решения прекращено в связи с отказом заявителя от требований в этой части.

В судебном заседании представитель заявителя Баевский В.Е. уточненные требования поддержал, представитель мэра и администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г. против удовлетворения заявленных требований возражал.

Перевалова Е.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежаще, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.

Судом принято приведенное выше решение, которое заявитель и ее представитель Баевский В.Е. в кассационной жалобе просят отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на то, что статья 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», примененная судом при вынесении решения признана противоречащей Конституции РФ в части ограничения права на регистрацию. Не соглашается с выводом суда, что земли садоводческого товарищества находятся за границами населенного пункта села Третья Падь. Считает, что поселок расстроился по площади, в связи с чем садоводческое товарищество фактически вошло в границы поселка. Считает, что перевод нежилого дома в жилой не может повлечь каких-либо правовых последствий.

Возражая против удовлетворения жалобы, представитель мэра и администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г. решение суда просит оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок и определены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение основания к отказу в таком переводе.

Согласно частям 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу частей 1,2,4 статьи 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

На основании статьи 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ в качестве основания к отказу в переводе нежилого помещения в жилое указано на несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ одним из условий перевода нежилого помещения в жилое определено соблюдение требований законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Градостроительное зонирование определяется правилами землепользования и застройки, которые включают в себя градостроительные регламенты, устанавливающие в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства

( ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

В силу частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Пункт 8 статьи 1 Земельного кодекса РФ предусматривает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 77 и пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определено понятие «садового земельного участка» как земельного участка, предоставленного гражданину или приобретенного им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха.

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ указано, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса РФ полномочием по принятию решений о переводе нежилого помещения в жилое помещение наделены органы местного самоуправления. Статьями 25 и 41 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» определено, что одним из органов местного самоуправления муниципального образования является администрация Корсаковского городского округа, возглавляемая мэром на принципах единоначалия. В постановлении мэра Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, переустройстве и перепланировке жилых помещений» указано, что решения по заявлениям о переводе помещений принимаются администрацией Корсаковского городского округа.

Как установлено судом, Перевалова Е.Д. имеет в собственности 1-этажный нежилой дом, общей площадью 30 кв. м по адресу: <адрес> и земельный участок по указанному адресу с разрешенным использованием «для садоводства», категория земель -земли сельскохозяйственного назначения. Согласно выкопировке планшета сельскохозяйственной карты Корсаковского района земли садоводческого товарищества «Рыбник», на которых расположен дом Переваловой Е.Д., находятся за пределами границ населенного пункта села Третья Падь.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу, что отказ и.о. мэра и мэра Корсаковского городского округа заявителю Переваловой Е.Д. в удовлетворении заявления о переводе нежилого помещения в жилое соответствует требованиям закона, а оспариваемые заявителем решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое приняты органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.

При этом в решении дана надлежащая правовая оценка доводу представителя заявителя об ограничении права на регистрацию со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П « По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Переваловой Е.Д. и представителя Баевского В.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий – Рогова Л.В.

Судьи – Костромцова Е.И.

Кривулько В.В.