О возлоэжении обязанности включить в список высвобождённых работников



Судья – Доманов В.Ю. Дело

Докладчик – Прокопец Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Усольцевой И.В.,

судей – Вишнякова О.В., Прокопец Л.В.,

при секретаре – Караваевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Костромина Алексея Максимовича к Администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ликвидированной шахты «Углегорская» на получение социальных выплат, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, -

по кассационной жалобе представителя Администрации Углегорского муниципального района Мелешиной О.А. на решение Углегорского городского суда от 28 июля 2010 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать Администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области в месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу включить Костромина Алексея Максимовича в список высвобожденных работников ликвидируемой шахты «Углегорская» на получение социальных выплат за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспеченности шахтерских городов и поселков, согласно стажа работы в организациях угольной промышленности, в составе семьи из 2 человек.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

12 июля 2010 года Костромин А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Углегорского муниципального района о включении в список высвобожденных работников ликвидированной шахты «Углегорская» на получение социальных выплат за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в составе семьи из двух человек, согласно стажа работы.

В обоснование заявленных требований он указал, что в 1998 году был уволен с шахты «Углегорская» в связи с уходом на пенсию. На момент ликвидации организации стаж его работы в угольной промышленности составлял 32 года. На основании поданного в ликвидационную комиссию заявления он был включен в список на получение субсидии в числе бывших работников шахты. Впоследствии он был исключен из списка. Полагает, что его исключение из списка является незаконным, поскольку с учетом имеющегося у него стажа работы в организациях угольной промышленности он имеет право на включение в соответствующий список и получение жилищной субсидии.

В судебном заседании Костромин А.М. и его представитель Шамин С.В. заявленные требования поддержали.

Представитель Администрации Углегорского муниципального района Мелешина О.А. исковые требования не признала.

Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует представитель Администрации Углегорского муниципального района Мелешина О.А., просит решение отменить, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В своей кассационной жалобе она указывает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что суд применил Положение о порядке установления очередности выделения (приобретения) жилья для работников и пенсионеров ликвидируемых шахт и других организаций «Сахалинуголь» за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, которое не является нормативным правовым актом, поскольку не опубликовано в средствах массовой информации, и издано органами, не относящимися к органам государственной власти либо местного самоуправления. Отмечает, что в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ от 27 сентября 2005 года, Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства от 13 июля 2005 года №428, - основанием для предоставления социальной выплаты является увольнение только по ликвидации с предприятия угольной промышленности. Полагает, что Костромин А.М. был исключен из списков очередников правомерно, поскольку его увольнение произведено до принятия решения о ликвидации организации.

На данную жалобу поступили письменные возражения истца Костромина А.М., в которых он просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1997 года №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до 01 января 2005 года было установлено, что приоритетными направлениями реструктуризации угольной промышленности является финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и финансирование мероприятий по социальной защите трудящихся, создание безопасных условий труда и финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.

Приложением к данному Постановлению был предусмотрен Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, а пунктом 4 закреплена реализация программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в том числе содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

В силу утвержденного в феврале 2000 года Положения о порядке установления очередности выделения (приобретения) жилья для организаций Открытого акционерного общества «Сахалинуголь» (далее ОАО «Сахалинуголь») за счет средств государственной поддержки угольной отрасли по направлению «Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» - право на получение жилья по новому месту жительства (безвозмездная субсидия) предоставляется высвобожденным и высвобождаемым при ликвидации предприятий работникам шахт, других организаций и подразделений ОАО «Сахалинуголь», а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников вышеуказанных организаций, к которым относятся пенсионеры, инвалиды и семьи погибших шахтеров.

При этом обязательным условием для включения в списки на переселение является стаж работы на предприятиях ОАО «Сахалинуголь» не менее 10 календарных лет.

Пунктом 10.5.4 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденного приказом Минэнерго от 19.06.2002г. №185, предусмотрено, что безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства Российской Федерации высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности.

Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Согласно пункту 1 статьи 154 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Костромин А.М. работал на шахте «Углегорская» и был уволен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию по возрасту. На момент увольнения стаж его работы на предприятиях угольной промышленности составил более 30 лет, что предоставляло ему право претендовать на включение в списки работников шахты для получения жилищной субсидии. Он писал заявление на получение указанной социальной выплаты, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был включен в список очередников из числа бывших работников шахты «Углегорская» ОАО «Угольная компания «Сахалинуголь» на приобретение жилья за счет средств господдержки угольной промышленности по направлению финансирования «реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков». Впоследствии с изменением законодательства он был исключен из указанного списка, так как на момент ликвидации шахты он не являлся работником предприятия.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обоснованно возложив на Администрацию Углегорского муниципального района обязанность включить истца в соответствующий список на получение безвозмездной жилищной субсидии; поскольку предоставление указанной социальной выплаты является мерой компенсационного характера, право на которую истец приобрел до изменения законодательства, то есть до 01 января 2005 года, а изменения законодательства, устраняющие право лиц указанной категории на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилой площади, введенные в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122- ФЗ, на возникшие правоотношения сторон (право истца на указанную компенсацию) повлиять не могут. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, достаточно подробно и мотивированно изложены в решении. Оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда, обоснованно признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Иных доводов, помимо приводимых представителем ответчика в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится.

При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Углегорского городского суда от 28 июля 2010 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации Углегорского муниципального района Мелешиной О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Усольцева И.В.

Судьи: Вишняков О.В.

Прокопец Л.В.