Судья – Воробьев Е.А. Дело № Докладчик – Рогова Л.В. 19 октября 2010 года город Южно-Сахалинск. Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Роговой Л.В. судей – Азарова Г.М. и Капкаун Т.И. при секретаре судебного заседания-Радченко В.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыненко Алексея Сергеевича к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования городского округа «Охинский» Алексеенко В.В. на решение Охинского городского суда от 7 сентября 2010 года, которым на администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» возложена обязанность обеспечить Мартыненко А.С. жилым помещением по договору социального найма, отвечающим установленным требованиям и находящимся в городе Оха, равноценным по площади ранее закрепленному жилому помещению. Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Роговой Л.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: 10 июня 2010 года Мартыненко А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что в 1993 году был направлен на воспитание в детский дом города Углегорска, поскольку решением Охинского городского суда его родители лишены родительских прав в отношении него и пятерых братьев. При этом постановлением мэра города Охи от ДД.ММ.ГГГГ № за ним и братьями была закреплена доля жилой площади в квартире по адресу: <адрес> А, <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ по окончании пребывания в детском доме он прибыл в город Оха и поступил на обучение в Профессиональный лицей № 6, был прописан и проживал в общежитии лицея в течение трёх лет. Также по возвращении из детского дома он обнаружил, что квартира, в которой за ним закреплена доля жилой площади, непригодна для проживания, квартира отключена от источников электроэнергии, теплоэнергии, воды и газа. В настоящее время в указанной квартире проживают его родители и два брата, злоупотребляющие спиртными напитками. На его обращение в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» о предоставлении вне очереди любого иного жилого помещения он получил отказ со ссылкой на то, что за ним закреплена доля жилой площади в спорной квартире. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полагает такой отказ неправомерным и нарушающим его права. Впоследствии истец дважды уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил суд возложить на ответчиков обязанность обеспечить его жилым помещением по договору социального найма, отвечающим установленным требованиям и находящимся в черте города Оха, площадью не менее норм жилой площади, предусмотренных требованиями действующего законодательства. Определением суда от 29 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский». В судебном заседании Мартыненко А.С. иск поддержал с учетом уточнений. Представитель администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Алексеенко В.В. иск не признал Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено вышеприведенное решение. В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Алексеенко В.В. просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полагает, что исковые требования истца не подлежали удовлетворению. Отмечает, что спорная квартира была обследована межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и установлено, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодна для проживания. Кроме того, отмечает, что Мартыненко А.С., его мать и братья на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьей 52 Жилищного кодекса РФ, в администрации городского округа не состоят. Полагает несостоятельными требования истца о предоставлении жилья вне очереди отдельно от членов семьи. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних Мартыненко А.С. и еще пятерых детей. Постановлением мэра города Охи и района от ДД.ММ.ГГГГ № за Мартыненко А.С. закреплена доля жилого помещения в квартире <адрес>. Как видно из справки, выданной директором Детского дома № 7 государственного образовательного учреждения для детей и сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мартыненко А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении (л.д.8). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в государственном учреждении начального профессионального образования « Профессиональный лицей № 6» (л.д. 128). Удовлетворяя заявленный истцом иск, суд первой инстанции исходил из того, что имеет место ущемление жилищных прав истца, а выводы межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения не обоснованны, ответчиками не представлено доказательств о принятии мер по сохранению закрепленного за Мартыненко А.С. жилого помещения, ремонта квартиры и предоставления ему на период ремонта другого жилого помещения. С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ). Согласно статье 2 Закона Сахалинской области от 03.08.2009 г. № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Сахалинской области (в ред. Закона Сахалинской области от 30.12.2009 N 131-ЗО). В силу пункта 18 части 1 статьи 4 данного Закона Сахалинской области органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, в том числе по осуществлению в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, защиты личных неимущественных и имущественных (в том числе жилищных) прав и интересов подопечных, находящихся в семьях граждан либо в соответствующих образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, в иных аналогичных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 1 статьи 9 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15.06.2005 № 40-ЗО предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Администрация детского дома, школы-интерната, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана проинформировать органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за детьми жилья о дате, к моменту наступления которой необходимо освободить занимаемое жилое помещение или предоставить иное равноценное жилье (часть первая в ред. Закона Сахалинской области от 02.02.2009 N 3-ЗО). В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15 июня 2005 года №40-ЗО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемной семье, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании образовательного учреждения профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также по возвращении из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в соответствии с законодательством вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по рыночным ценам за 1 квадратный метр жилья, сложившимся в населенном пункте Сахалинской области, по месту выявления и постановки на учет органом опеки и попечительства (далее - постановка на учет) ребенка. Финансирование расходов, направленных на реализацию гарантий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 35 статьи 4 Закона Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 3 августа 2009 года №80-ЗО органам местного самоуправления муниципальных образования в Сахалинской области переданы государственные полномочия Сахалинской области по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений. В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям. В силу пункта 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Из дела видно, что заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение (<адрес>) признано пригодным для проживания, поскольку соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Как указано в акте обследования данного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, положенного в основу заключения, проживающие в жилом помещении квартиросъемщики привели квартиру в антисанитарное состояние, за неуплату отключены энергоснабжение и газоснабжение (л.д. 68-72). Суд, не согласившись с выводами межведомственной комиссии, в нарушение требований вышеприведенного Положения самостоятельно произвел осмотр спорной квартиры и пришел к выводу о необоснованности представленного заключения, в то время как в компетенцию суда не входит разрешение вопросов о признании жилого помещения непригодным для проживания. При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что за Мартыненко А.С. закреплено жилое помещение, которое в силу закона сохраняется за ним на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на администрации муниципального образования городской округ «Охинский» и Комитете по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» не лежит обязанность по сохранению и содержанию указанного жилого помещения, в котором проживают члены семьи истца. Поскольку по делу установлены все значимые обстоятельства, им дана оценка, сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает необходимым решение Охинского городского суда от 7 сентября 2010 года отменить и вынести новое решение, которым Мартыненко Алексею Сергеевичу в удовлетворении иска к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 36, 362 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Охинского городского суда от 7 сентября 2010 года отменить и вынести новое решение, которым Мартыненко Алексею Сергеевичу в удовлетворении иска к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма отказать. Председательствующий - Рогова Л.В. Судьи - Азаров Г.М. Капкаун Т.И.