О признании незаконным бездействия



Судья – Карпов А.В. Дело

Докладчик – Прокопец Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего - Прокопец Л.В.,

судей – Вишнякова О.В., Исайкина А.Ю.,

при секретаре – Караваевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония №1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований закона, -

по кассационным жалобам начальника Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области - Залесова М.Н. и начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области – Брант В.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 августа 2010 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области по не принятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области.

Возложить обязанность на администрацию Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области в течение 6 месяцев со времени вступления в законную силу решения суда принять меры по подводу проточной горячей воды в моечную внутрицехового инвентаря к моечным ваннам, установить раковину для мытья рук в производственном цеху, лампы искусственного освещения оборудовать защитной арматурой, приобрести и установить в отделении для хранения муки психрометр, оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией пекарню ФБУ ИК-1, обеспечить персонал индивидуальными средствами защиты при выполнении мукопросеивательных операций в пекарне ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

04 мая 2010 года прокурор г. Южно-Сахалинска обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области (далее – ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области) о признании незаконным бездействия администрации учреждения по непринятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии и возложении обязанности принять меры по подводу проточной горячей воды в моечную внутрицехового инвентаря к моечным ваннам, установить раковину для мытья рук в производственном цехе, оборудовать защитной арматурой лампы искусственного освещения, приобрести и установить в отделении для хранения муки психрометр, оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией пекарню, обеспечить персонал индивидуальными средствами защиты при выполнении мукопросеивательных операций.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки исполнения администрацией ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в нарушение требований санитарных правил, утвержденных совместным постановлением Министерства здравоохранения РФ с Главным государственным санитарным врачом РФ №31 от 08 ноября 2003 года в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам не подведена проточная горячая вода, в производственном цеху отсутствует раковина для мытья рук, лампы искусственного освещения не обеспечены защитной арматурой, для контроля температурно-влажностного режима при хранении муки отделение не оборудовано психрометром, отсутствует приточно-вытяжная система вентиляции, в том числе местное вытяжное оборудование, при выполнении мукопросеивательной операции персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты. Таким образом, администрацией учреждения не созданы условия для осуществления конституционных прав осужденных на надлежащие санитарно-эпидемиологические условия отбывания наказания.

В судебном заседании помощник прокурора г. Южно-Сахалинска – Ри А.С. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области – Лукашенко В.П. и представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица УФСИН России по Сахалинской области - Васильев К.А. с исковыми требованиями не согласились, полагали производство по делу подлежащим прекращению, в связи с отсутствием у прокурора права на обращение в суд с заявленным иском.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области – Карташова Н.Ф. просила исковые требования удовлетворить.

Суд постановил приведенное выше решение, которое обжалуют начальник ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области - Залесов М.Н. и начальник УФСИН России по Сахалинской области – Брант В.А..

В своей кассационной жалобе начальник ФБУ ИК-1 УФСИН по Сахалинской области - Залесов М.Н. указывает, что прокурорская проверка проведена необоснованно, и справка по результатам этой проверки не может являться допустимым доказательством. Считает, что возложение на юридическое лицо обязанностей по устранению нарушений закона не относится к предусмотренным законодательством способам защиты права. Отмечает, что истцом не доказан факт бездействия ответчика. Отмечает, что расходование бюджетных средств, выделенных для осуществления хозяйственной деятельности на 2010 год, производилось в строгом соответствии с бюджетным законодательством. Обращает внимание на то, что суд не рассмотрел ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

В кассационной жалобе начальник УФСИН России по Сахалинской области Брант В.А. просит решение суда изменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что прокурором г.Южно-Сахалинска нарушен предусмотренный статьями 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» порядок проведения проверки исполнения законов. Ссылается также на нарушение права представителя учреждения на ознакомление с материалами дела и протоколом судебного заседания.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора Жданову В.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года № 31 введены в действие с 01 февраля 2001 года санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001. Указанные санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1 данных Правил).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой г. Южно-Сахалинска с привлечением специалистов Управления Роспотребназдора по Сахалинской области проведена плановая проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, по результатам которой выявлено несоблюдение данным Учреждением пунктов 3.3.8, 3.4.5, 3.6.2, 3.5.3, 3.5 вышеуказанных Санитарных правил. Установлено, что: в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам не подведена проточная горячая вода, в производственном цехе отсутствует раковина для мытья рук; лампы искусственного освещения не обеспечены защитной арматурой; для контроля температурно-влажностного режима при хранении муки отделение не оборудовано психрометром; отсутствует приточно-вытяжная система вентиляции, в том числе местное вытяжное оборудование; при выполнении мукопросеивательной операции и при отсутствии местного оборудования персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты.

Наличие выявленных нарушений и необходимость их устранения в ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспаривалось.

Принимая во внимание изложенное и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным бездействие Администрации ФБУ ИК-1, выразившееся в непринятии мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в этом учреждении, и возложив на Администрацию ФБУ ИК-1 обязанность устранить выявленные нарушения, поскольку не устранение этих нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил на объекте организации питания (в пекарне) нарушает права отбывающих наказание осужденных, в том числе работающих в пекарне на безопасные условия труда, и представляет угрозу возникновения и распространения отравлений среди неопределенного круга лиц. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области выделялось финансирование на услуги по содержанию имущества. Однако денежные средства, которые могли быть направлены на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, были направлены на иные цели. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении, и с ними соглашается судебная коллегия.

Довод кассационных жалоб о не соблюдении предусмотренного ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» порядка проведения проверки исполнения законов является несостоятельным. Из материалов дела следует, что в данном случае проверка проведена прокуратурой г. Южно-Сахалинска в соответствии планом работы прокуратуры Сахалинской области на первое полугодие 2010 года, что не противоречит положениям указанного Федерального закона, а потому оснований для признания результатов проверки недопустимым доказательством не усматривается.

Доводы кассационных жалоб о нарушении процессуальных прав ответчика на ознакомление с материалами дела опровергаются материалами дела, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения и не являются основанием к его отмене.

Каких-либо иных обоснований и доводов, которые могут повлиять на

правильность выводов суда первой инстанции и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, в кассационных жалобах не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационных жалоб, не находит оснований для их удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 347, 360 - 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 августа 2010 года – оставить без изменения, а кассационные жалобы начальника Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области и начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Вишняков О.В.

Исайкин А.Ю.