О возложении обязанности произвести инвентаризацию дома



Судья -Нужный И.В.                 Дело

Докладчик - Малеванный В.П.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2010 года              город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего -                   Прокопец Л.В.,

судей -     Роговой Л.В. и Малеванного В.П.,

при секретаре судебного заседания - Юхно Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах Афанасьевой Валенктины Федоровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» о возложении обязанности провести инвентаризацию дома

по кассационному представлению прокурора Анивского района,

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Конечных Л.А.

на решение Анивского районного суда от 08 декабря 2009 года, которым на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию жилого дома <адрес> и получить технический паспорт на указанный жилой дом. Взыскана с администрации муниципального образования «Анивский городской округ» государственная пошлина в бюджет Анивского городского округа в размере 2000 рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора Анивского района к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Малеванного В.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

23 октября 2009 года Прокурор Анивского района обратился в суд с иском в интересах Афанасьевой В.Ф. к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» о возложении обязанности провести инвентаризацию дома №<адрес> и получения технического паспорта, указав, что постановлением мэра муниципального образования «Анивский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Анивский городской округ». В настоящее время собственником дома является комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» инвентаризация дома не проводилась и технический паспорт на него отсутствует, что нарушает права нанимателя указанного жилого помещения Афанасьевой В.Ф. иметь информацию о техническом состоянии жилого помещения. Прокурором постановлено требование обязать комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести техническую инвентаризацию дома <адрес> и получить технический паспорт на указанный жилой дом.

24 ноября 2009 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Анивский городской округ».

В судебном заседании прокурор и Афанасьева В.Ф. иск поддержали.

В судебном заседании представители соответчиков администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Попова Е.А. и комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» Смирнов М.В. иск прокурора не признали.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор Анивского района просит решение суда отменить, направить дело на новое судебное рассмотрение по тем основаниям, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», который так же должен являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку указанный ответчик ведет учет муниципальной собственности и распоряжается ею.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Конечных Л.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывает, что инвентаризация жилого дома должна проводится Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», который является его собственником. Прокурором не заявлялся иск в связи с не заключением договора приватизации, на что сослался суд в своем решении, разрешив дело по основаниям, которые истцом не заявлялись, суд вышел за пределы исковых требований, нормативные акты, указанные в иске прокурора, не предусматривают обязанности органов местного самоуправления проводить инвентаризацию жилого фонда, прокурор не имел полномочия на обращение в суд в интересах Афанасьевой В.Ф., которая имела возможность сама обратится в суд с исковым заявлением.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Рослой В.А., поддержавшей кассационное представление прокурора, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В силу частей 4 и 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4, 7, 8, 12 Положения о государственном учете Жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Согласно пункту 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 года №921, основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются: а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Согласно пунктам 10, 12, 13 указанного Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В силу положений указанных норм технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Из материалов дела видно, что администрация муниципального образования «Анивский городской округ» и Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» не являются специализированными организациями по техническому учету жилищного фонда, следовательно на них не может быть возложена обязанность по его проведению.

Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Пунктом 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Решением Роскоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения; документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано.

Предоставление гражданином технического паспорта на жилое помещение при его приватизации указанными нормами не предусмотрено.

Поскольку техническая инвентаризация не имеет цели информирования граждан о техническом состоянии занимаемого жилого помещения и отсутствие технического паспорта на жилое помещение не является препятствием для его приватизации, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие технической инвентаризации дома <адрес> и технического паспорта на указное жилое помещение, не влечет за собой нарушение прав Афанасьевой В.Ф. знать о техническом состоянии жилого дома и приватизацию жилого помещения.

В силу изложенного судебная коллегия находит решение Анивского городского суда от 08 декабря 2009 года в части удовлетворения требований прокурора Анивского района о возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности провести инвентаризацию жилого дома 5 <адрес> и получить технический паспорт на указанный жилой дом, взыскании с администрации муниципального образования «Анивский городской округ» государственной пошлины в доход бюджета Анивского городского округа в размере 2000 рублей, подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Анивского района в указанной части, не передавая дело на новое рассмотрение.

Согласно части 2 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

В силу изложенного решение Анивского районного суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора Анивского района к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» подлежит оставлению без изменения.

    

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Анивского районного суда от 08 декабря 2009 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Анивского района о возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности провести инвентаризацию жилого дома <адрес> и получить технический паспорт на указанный жилой дом, взыскании с администрации муниципального образования «Анивский городской округ» государственной пошлины в доход бюджета Анивского городского округа в размере 2000 рублей, отменить.

Вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Анивского района.

В остальной части решение Анивского районного суда от 08 декабря 2009 года суда оставить без изменения.

Председательствующий:                 Прокопец Л.В.

Судьи:                             Рогова Л.В.

                    Малеванный В.П.