Об оспаривании действий



Судья – Забырько О.А. Дело

Докладчик - Прокопец Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Вишнякова О.В., Исайкина А.Ю.,

при секретаре – Караваевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Николенко Ларисы Юрьевны к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска о признании действий по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности произвести данное согласование, -

по кассационной жалобе представителя ДАГУН г.Южно-Сахалинска Бородиной О.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 сентября 2010 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Признать действия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска по отказу Николенко Л.Ю. в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска произвести согласование границ данного земельного участка.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

08 июля 2010 года Николенко Л.Ю. обратилась в суд с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН г.Южно-Сахалинска) о признании незаконными действий по отказу в согласовании границ земельного участка, возложении обязанности произвести данное согласование.

В обоснование заявленных требований она указала, что обратилась в Министерство имущественных отношений Сахалинской области с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1.500 кв.м под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>. Отметила, что в письме Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщалось, что по истечении месячного срока со дня публикации в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений в отношении испрашиваемого участка не поступило ни одной заявки, и для дальнейшего оформления правоустанавливающих земельный участок ей предлагалось предоставить в Отдел земельных отношений межевой план земельного участка. Она подала необходимые документы в ДАГУН на согласование границ участка. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в согласовании границ земельного участка и указано, что земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации, расположен за границами утвержденного генерального плана с.Березняки; и рассмотрение вопроса о согласовании границ земельного участка возможно только после утверждения планировочной документации с.Березняки. Считает указанные действия ДАГУН г.Южно-Сахалинска незаконными, так как отсутствие документов территориального планирования, градостроительных регламентов и разработка генерального плана <адрес> не являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании Николенко Л.Б. заявленные требования поддержала.

Представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска - Бородина О.Н. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области - Еремеев О.И. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд постановил приведенное выше решение, которое обжалует представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска Бородина О.Н., просит решение суда отменить.

В своей кассационной жалобе она ссылается на нормы градостроительного законодательства, устанавливающие порядок включения и исключения земельных участков в границы населенных пунктов. Указывает, что спорный участок расположен за пределами границ генерального плана с.Березняки, утвержденного решением Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , а, следовательно, подлежит включению в границы этого населенного пункта. Отмечает, что поскольку заявитель в ДАГУН г.Южно-Сахалинска с соответствующим заявлением (о включении или исключении спорного земельного участка в границы населенного пункта с.Березняки) не обращалась, то порядок включения земельного участка в границы населенного пункта п.Березняки не соблюден, и оснований для согласования границ испрашиваемого земельного участка не имелось. Считает, что для формирования земельного участка необходимо определить его местонахождение, что в данном случае невозможно по причине не включения участка в границы городского округа «Город Южно-Сахалинск» и отсутствия проекта межевания и планировки территории с. Березняки.

На данную жалобу поступили письменные возражения Министра имущественных и земельных отношений Сахалинской области Бурлаковой Л.Г., в которых она просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав Николенко Л.Ю. и представителя Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области Еремееева О.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно статье 245 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 №160) - предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Николенко Л.Ю. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1.500 кв.м для строительства индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Губернские ведомости» () опубликовано сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. По истечении месяца со дня опубликования указанного сообщения заявлений от других лиц не поступило, и Комитетом принято решение (в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ ) о предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства в аренду Николенко Л.Ю..

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении процедуры предоставления спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и возникновении у истца права на обращение в ДАГУН г.Южно-Сахалинска с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка, поскольку указанная обязанность входит в компетенцию этого органа в соответствии с Положением о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением мэра г.Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» - межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Пункт 6 названной статьи предусматривает, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

В силу пунктов 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию № 0702-516-96, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года, - установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем-производителем работ.

Николенко Л.Ю. обратилась в ДАГУН г. Южно-Сахалинска с заявлением о согласовании границ земельного участка для проведения межевания, приложив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ об отказе в удовлетворении ее заявления, в связи с тем, что земельный участок расположен за пределами утвержденного генплана с.Березняки, проект межевания или разбивочные чертежи территории отсутствуют, территория не обеспечена транспортной и инженерной инфраструктурой; согласно проекту планировки населенного пункта, утверждение которого планируется в текущем году, на испрашиваемом участке планируется размещение отдельно стоящих индивидуальных жилых домов.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав действия ДАГУН г.Южно-Сахалинска незаконными и возложив на данный Департамент обязанность согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого Николенко Л.Ю., не имелось; данный земельный участок соответствует действующей градостроительной документации, расположен в пределах границ утвержденного генерального плана п.Березняки, не обременен правами третьих лиц и не ограничен в обороте. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении. Оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, обосновано признаны несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Каких-либо иных обоснований и доводов, помимо приводимых представителем ДАГУН г.Южно-Сахалинска в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 сентября 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ДАГУН г.Южно-Сахалинска Бородиной О.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи : Вишняков О.В.

Исайкин А.Ю.