Судья –Венек И.В. Дело № Докладчик – Малеванный В.П. 30 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего - Усольцевой И.В., судей - Азарова Г.М. и Малеванного В.П., при секретаре судебного заседания –Кислых А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Поронайска к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ инвалиду- колясочнику Нагорному Эдуарду Николаевичу в здание (подъезд дома), по кассационной жалобе главы администрации городского округа «Поронайский» Радомского А.М. на решение Поронайского городского суда от 07 сентября 2010 года, которым на администрацию городского округа «Поронайский» возложена в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Нагорному Э.Н. в здание- подъезд дома, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, организовать установку пандуса и поручней. Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора города Поронайска к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Поронайский». Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Малеванного В.П., судебная коллегия у с т а н о в и л а: 25 июня 2010 года Прокурор города Поронайска обратился в защиту интересов Нагорного Э.Н. в суд с иском к администрации городского округа «Поронайский», указав, что Нагорный Э.Н. является инвалидом-колясочником, в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подъезд дома по месту жительства Нагорного Э.Н.- <адрес> не оборудован устройствами для беспрепятственного доступа инвалида Нагорного Э.Н. в подъезд дома, перемещения в нем и на верхние этажи дома. Поскольку администрацией городского округа «Поронайский» не соблюдаются требования федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прокурором города Поронайска заявлены требования о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности установить в подъезде дома <адрес> (по месту жительства Нагорного Э.Н.) необходимые приспособления (устройства), обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалида-колясочника в здание (подъезд дома), перемещение в нем и на его верхние этажи, в соответствии с требованиями федерального закона. 30 июля 2010 года прокурор города Поронайска представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил возложить на администрацию городского округа «Поронайский» обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалиду- колясочнику Нагорному Э.Н. в здание (подъезд дома), путем установки пандуса и поручней в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Определением Поронайского городского суда от 30 июля 2010 года к участию в деле привлечен в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Поронайский». В судебном заседании помощник прокурора Кладко А.С. на иске настаивал. В судебном заседании представитель администрации городского округа «Поронайский» и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Поронайский» Артемьева Т.А. с иском не согласилась. В судебное заседание Нагорный Э.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе глава администрации городского округа «Поронайский» Радомский А.М. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывает, что в силу части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос об устройстве пандусов и поручней в подъезде жилого дома относится к компетенции собственников жилых помещений в доме. Судом не было учтено что исходя из смысла Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» оборудование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур специальными приспособлениями для доступа инвалидов производится при их проектировании или строительстве. Также суд не учел, что в силу части 5 статьи 15 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Указывает на то, что жилой дом, в котором проживает Нагорный Э.Н., был построен в 1989 году и проектно- сметная документация дома не предусматривает обустройство его пандусами. Возражая против удовлетворения кассационной жалобы исполняющий обязанности прокурора города Поронайска Мартынов Д.А. просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в пределах доводов кассационной жалобы), обсудив доводы, кассационной жалобы и возражений на нее судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям. При этом, в силу частей 2 и 5 этой же статьи названного Федерального закона, не допускается разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Градостроительного кодекса Российской Федерации совместным постановлением от 22 декабря 1999 года № 74/51 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства труда и социального развития Российской Федерации разработан и утвержден «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» (далее - Порядок). Данным правовым актом определен порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию, а также регламентированы основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Согласно содержанию пунктов 1, 3, 4, 12, 15, 17, 19 и 24 Порядка, требования по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные Федеральным законом и иными, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, должны соблюдаться заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов. Из приведенных выше норм права следует, что реализация требований доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возможна при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, а последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Из дела видно, что дом <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, устройствами для беспрепятственного доступа инвалида в подъезды дома и к расположенным на его этажах жилым помещениям не оборудован. Реконструкция дома в настоящий момент не производится. Последовательность работ для создания инвалидам доступности к данному объекту социальной инфраструктуры, согласно приведенному выше Порядку, не определена. При таких данных у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Поронайского городского прокурора и возложения на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалида в подъезд дома путем установки пандуса и поручней. На основании установленных по делу обстоятельств судебная коллегия находит решение Поронайского городского суда от 07 сентября 2010 года о возложении в срок до ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Нагорному Э.Н. в подъезд дома по адресу: <адрес> подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе Поронайскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Поронайского городского суда от 07 сентября 2010 года об удовлетворения исковых требований Поронайского городского прокурора о возложении в срок до ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалиду-колясочнику Нагорному Эдуарду Николаевичу в здание- подъезд дома, расположенный по адресу: <адрес>, организовать установку пандуса и поручней- отменить. Вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора к администрации городского округа «Поронайский». В остальном решение Поронайского городского суда от 07 сентября 2010 года оставить без изменения. Председательствующий: Усольцева И.В. Судьи: Азаров Г.М. Малеванный В.П.