О возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди



Судья – Меркулова Е.Н. Дело

Докладчик – Рогова Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2010 года город Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Роговой Л.В.

судей – Костромцовой Е.И. и Кривулько В.В.

при секретаре судебного заседания- Кислых А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах Козулиной Марии Николаевны и Козулиной Таисии Петровны к администрации муниципального образования Корсаковский городской округ о внеочередном предоставлении жилья по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Корсаковский городской округ Кресик В.Г.

на решение Корсаковского городского суда от 17 мая 2010 года, которым на администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ возложена обязанность предоставить Козулиной Т.П. и Козулиной М.Н. благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным требованиям, по общей площади не менее занимаемого, находящееся в границах села Чапаево-2 Корсаковского района Сахалинской области или с согласия Козулиной Т.П. и Козулиной М.Н. в другом населенном пункте Корсаковского городского округа. Министерство образования Сахалинской области и Министерство финансов Сахалинской области от ответственности по настоящему делу освобождены.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Роговой Л.В., представителя администрации Корсаковского городского округа Ганькевича В.Н., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

15 марта 2010 года Корсаковский городской прокурор, действуя в интересах Козулиной М.Н., обратился в суд с иском к Департаменту социального развития администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Козулина М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, мать которой ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отца не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ над Козулиной М.Н. прекращена опека, установленная постановлением мэра города Корсакова от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования Корсаковского района от ДД.ММ.ГГГГ Козулина М.Н. включена в список на внеочередное получение жилья, однако до настоящего времени квартира ей не предоставлена.

24 марта 2010 года Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Козулиной Т.П. к Департаменту социального развития администрации муниципального образования Корсаковский городской округ о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Козулина Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Козулиной Т.П. лишена родительских прав в отношении дочери, в связи с чем Козулина Т.П. была определена в детский дом, а в ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Прокурор просил суд возложить на Департамент социального развития администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» обеспечить Козулину М.Н. и Козулину Т.П. вне очереди жилым помещением по договору социального найма, отвечающим установленным санитарно – техническим требованиям и нормам предоставления жилья в черте <адрес> за счет средств бюджета <адрес>.

21 апреля 2010 года по ходатайству прокурора произведена замена ответчика на администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ».

Определением Корсаковского городского суда от 4 мая 2010 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство образования Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области, в качестве третьих лиц – Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковский городской округ.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Борисенко Л.А. заявленные требования уточнил, просил суд возложить на администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ предоставить Козулиной М.Н. и Козулиной Т.П. жилое помещении равнозначное ранее занимаемому в границах Корсаковского городского округа.

Истец Козулина М.Н. иск поддержала.

Представитель администрации муниципального образования Корсаковский городской округ Былина Е.А. с заявленными требованиями не согласилась.

Истец Козулина Т.П., представители Министерства образования Сахалинской области, Министерства финансов Сахалинской области, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковский городской округ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Корсаковский городской округ Кресик В.Г. просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение в том же составе суда. Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка тому, что на момент закрепления жилого помещения за Козулиными в селе Чапаево-2 спорное помещение уже было непригодно для проживания. Отмечает, что в Корсаковском городском округе не значится такой населенный пункт как <адрес>-2, в связи с чем решение суда исполнить не представляется возможным.

В возражениях на кассационную жалобу участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона Сахалинской области от 03.08.2009 г. № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Сахалинской области (в ред. Закона Сахалинской области от 30.12.2009 N 131-ЗО).

В силу пункта 18 части 1 статьи 4 данного Закона Сахалинской области органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, в том числе по осуществлению в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, защиты личных неимущественных и имущественных (в том числе жилищных) прав и интересов подопечных, находящихся в семьях граждан либо в соответствующих образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, в иных аналогичных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью1 статьи 9 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15.06.2005 № 40-ЗО предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Администрация детского дома, школы-интерната, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана проинформировать органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за детьми жилья о дате, к моменту наступления которой необходимо освободить занимаемое жилое помещение или предоставить иное равноценное жилье (часть первая в ред. Закона Сахалинской области от 02.02.2009 N 3-ЗО).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как следует из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Из материалов дела видно, что решением Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, в том числе и Козулиной Таисии Петровны, 1977 года рождения.

Решением председателя исполнительного комитета Корсаковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за Козулиной Таисией Петровной закреплена жилая площадь в с. Чапаево-2. При установлении опеки над несовершеннолетними Козулиной М.Н. в связи со смертью матери по постановлению мэра города и района от ДД.ММ.ГГГГ закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>

Судом первой инстанции установлено, что истцы были зарегистрированы и фактически проживали в указанной квартире вместе с матерью и другими детьми. Ранее занимаемое ими жилое помещение согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным, другого жилого помещения истцам не предоставлено.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что обязанность по сохранению и содержанию имущества лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей, лежит на администрации муниципального образования Корсаковский городской округ, осуществляющей эти функции через соответствующие органы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, возложив на администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, равноценное ранее закрепленному жилому помещению. Поскольку в составе территории городского округа не имеется населенного пункта - с. Чапаево-2, что видно из Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ», из пояснений представителя администрации Ганькевича В.Н. следует, что с. Чапаево-2 вошло в границы с. Чапаево, судебная коллегия, не изменяя правильное по существо решение суда первой инстанции, находит необходимым уточнить его резолютивную часть.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в решении им дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, которые бы повлияли на правильность постановленного судебного решения, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Корсаковского городского суда от 17 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Возложить на администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» обязанность предоставить Козулиной Марии Николаевне и Козулиной Таисии Петровне благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным требованиям, по общей площади не менее занимаемого, находящееся в границах села Чапаево Корсаковского района Сахалинской области».

Председательствующий - Рогова Л.В.

Судьи - Костромцова Е.И.

Кривулько В.В.