О предоставлении жилого помещения



Судья – Качура И.О. Дело

Докладчик – Прокопец Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Усольцевой И.В.,

судей – Вишнякова О.В., Прокопец Л.В.,

при секретаре – Караваевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Акопяна Лёвы Мисаковича к Администрации Невельского муниципального района, Правительству Сахалинской области о предоставлении жилого помещения, -

по кассационной жалобе представителя истца - Дорофеева А.В. на решение Невельского городского суда от 20 апреля 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

01 декабря 2009 года Акопян Л.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Невельского муниципального района о возложении обязанности выделить жилое помещение для проживания в общежитии по месту регистрации либо включить в списки на получение жилого помещения в г.Невельске.

В обоснование заявленных требований он указал, что имеет регистрацию в <адрес>. Однако в этом жилом помещении никогда не проживал. Решением Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт его постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было разрушено в результате землетрясения. Он обращался в суд для решения вопроса о включении его в списки граждан, лишившихся жилья в результате землетрясения, для получения нового жилья в п.Троицкое Анивского района, но решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении этого требования отказано, поскольку не доказана утрата права на пользование жильем в общежитии, которое от землетрясения не пострадало. Отмечает, что в настоящее время фактически является лицом без определенного места жительства в результате землетрясения, а потому должен быть обеспечен жилым помещением как пострадавший в результате землетрясения.

21 декабря 2009 года Акопян Л.М. уточнил заявленные требования, просил только возложить на Администрацию Невельского муниципального района обязанность выделить ему жилое помещение.

В судебном заседании Акопян Л.М. заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Невельского муниципального района – Сидорова Н.А. исковые требования не признала.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве ответчика Правительства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель истца - Дорофеев А.В., просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В своей кассационной жалобе он указывает, что вступившим в законную силу решением установлен факт проживания истца на момент стихийного бедствия в квартире <адрес>. Отмечает, что суд, отказывая в удовлетворении иска, в решении сослался на факт регистрации истца в общежитии, которое в настоящее время принадлежит ЗАО «Катран». Вместе с тем, ответчик не представил доказательств, подтверждающих свои доводы о наличии у Акопяна Л.М. права пользования жилым помещением в этом общежитии, а суд не предложил истцу доказать отсутствие у него права на данное помещение.

На кассационную жалобу поступили письменные возражения представителя Администрации Невельского муниципального района – Сидоровой Н.А., которая просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав Акопяна Л.М. и его представителя Дорофеева А.В., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

07 июня 1995 года Правительством РФ принято Постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из двух человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. При этом государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, 10 июля 1995 года Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства РФ, Министром финансов РФ утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4). В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации (пункт 5). Лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются (пункт 6).

Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пунктом 20 которого предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии членов семьи - в собственность владельца сертификата.

Из анализа вышеприведенных норм, следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам в составе своей семьи, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал Акопяну Л.М. в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовых оснований для предоставления (выделения) ему жилого помещения, взамен утраченного в результате стихийного бедствия, не имеется. На момент землетрясения истец был зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, в котором продолжает сохранять регистрацию, и которое не пострадало в результате землетрясения. Доказательств, с достоверностью подтверждающих прекращения прав на жилое помещение по месту регистрации суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено. В связи с утратой в результате землетрясения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - ФИО1 получила государственный жилищный сертификат с учетом сына ФИО2 на приобретение жилого помещения, и ей произведена выплата на сумму 1.472.400 рублей, что исключает возможность оказания повторной меры государственной поддержки. Факт постоянного проживания Акопяна Л.М. в указанном жилом помещении (принадлежащем на праве собственности ФИО1), установленный вступившим в законную силу решением Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, сам по себе не свидетельствует о возникновении у него права на получение мер государственной поддержки в связи с утратой данного жилого помещения. Указанные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении. Оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают. Каких-либо иных обоснований и доводов, которые могут послужить основанием к отмене решения суда, в жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Невельского городского суда от 20 апреля 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца Акопяна Л.М. - Дорофеева А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Усольцева И.В.

Судьи: Вишняков О.В.

Прокопец Л.В.