О признании постановления незаконным



Судья – Доманов В.Ю. Дело

Докладчик – Капкаун Т.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2010 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – судьи Жуковской З.В.

судей – Роговой Л.В. и Капкаун Т.И.

при секретаре – Седых Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Углегорского городского прокурора о признании незаконным постановление главы администрации Углегорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащих сносу»

по кассационной жалобе представителя администрации Углегорского городского поселения Стыцука А.Ю. и кассационному представлению прокурора на решение Углегорского городского суда от 04 октября 2010 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

31 мая 2010 года Углегорский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке, установленном статьей 254 ГПК РФ, о признании незаконным постановления главы администрации Улегорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О переселении граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащих сносу» (далее-Постановление ).

В обоснование заявленных требований указано, что данным правовым актом органа местного самоуправления неправомерно утверждены Реестры ветхого и аварийного жилого фонда Углегорского городского поселения, переданного администрацией Углегорского муниципального района в Углегорское городское поселение только ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в реестры включены жилые помещения, не признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, чем нарушены права жителей Углегорского городского поселения на предоставление жилья по целевой программе «Переселение граждан, проживающих в Углегорском городском поселении, из ветхого и аварийного жилья в 2008-2015 годах».

В судебном заседании помощник Углегорского городского прокурора Ушакова М.Н. заявленные требования поддержала, представители администрации Углегороского городского поселения Дорощук С.В. и Стыцук А.Ю., а также представители привлеченной к участию в деле администрации Углегорского муниципального района Тулисов Е.Г. и Крупевский А.Ю. против удовлетворения заявления возражали.

Судом принято приведенное выше решение, которое прокурор, участвующий в деле, в кассационном представлении просит отменить, а дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом не исследован вопрос, о том, является ли Постановление нормативным правовым актом и было ли оно опубликовано в средствах массовой информации.

Не соглашаясь с принятым решением, представитель ответчика Стыцук А.Ю. в кассационной жалобе просит его отменить, указывая на то, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, а его выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Просит учесть, что проект оспариваемого постановления готовила администрация Углегорского муниципального района, которой Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ были переданы полномочия по признанию жилых помещений поселения непригодными для проживания. Считает недоказанным вывод суда о нарушении оспариваемым постановлением прав жителей поселения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представления прокурора, заслушав объяснения представителей администрации Углегорского городского поселения Дорощука С.В. и администрации Углегорского муниципального района Тулисова Е.Г., поддержавших кассационную жалобу, а также объяснения прокурора Ю Н.Д., которая кассационное представление прокурора не поддержала и просила жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 255 и 258 ГПК РФ для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий:

во-первых, несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу (причем по смыслу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего);

во-вторых, нарушения актом прав и законных интересов гражданина или организации.

Согласно статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Углегорского городского поселения были переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в том числе по признанию жилых помещений поселения непригодными для проживания. Фактически жилой фонд администрацией Углегорского муниципального района был передан городскому поселению ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований к признанию оспариваемого прокурором постановления незаконным в связи с тем, что он принят с превышением полномочий органа местного самоуправления.

Кроме того, из содержания указанного постановления следует, что оно не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, которым установлено, что признание помещения непригодным для проживания, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

По результатам обследования помещения комиссия составляет соответствующий акт и принимает решение (заключение), в том числе о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Вопреки требованиям указанного нормативного правового акта, в соответствии с которым принято оспариваемое постановление, глава Углегорского городского поселения признал жилые помещения, перечисленные в реестре ветхого и аварийного жилого фонда Углегорского городского поселения (Приложение ), непригодными для проживания и подлежащими сносу.

Подтверждается материалами дела и вывод суда о том, что часть жилых помещений, включенных в данный реестр, не признаны в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу, о чем свидетельствует отсутствие актов обследования и заключений межведомственной комиссии.

Доказательств, подтверждающих доводы представителей администраций Углегорского муниципального района и городского поселения о том, что документы о признании этих жилых помещений непригодными для проживания и подлежащими сносу на день их внесения в реестр имелись, но затем были утеряны, представлено ими не было.

Учитывая, что выполнение целевой программы «Переселение граждан, проживающих в Углегорском городском поселении, из ветхого и аварийного жилья в 2008-2015 годах» осуществляется на основании списка граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания по результатам обследования межведомственной комиссией, утвержденного оспариваемым постановлением, суд пришел к обоснованному выводу о том, что его несоответствие закону нарушает права неопределенного круга жителей Углегорского городского поселения на участие в указанной целевой программе.

Таким образом, суд принял правильное решение об удовлетворении заявленного прокурором требования.

Доводы кассационной жалобы основаны на иной, неверной оценке установленных по делу обстоятельств, а также на неправильном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут повлечь отмены принятого судом решения.

Оснований для исследования вопроса о том, является ли оспариваемое постановление нормативным правовым актом, на что прокурор указал в кассационном представлении, у суда первой инстанции не имелось, так как данное постановление является ненормативным правовым актом, правомерно оспоренным прокурором и рассмотренным судом в порядке, установленном главой 25 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 347, 360 - 364 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Углегорского городского суда от 04 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации Углегорского городского поселения Стыцука А.Ю. и кассационное представление прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий – Жуковская З.В.

Судьи – Рогова Л.В.

Капкаун Т.И.